В соответствии с пунктом 3 статьи 47 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Методику расчетов прогнозных сведений о состоянии государственных финансов согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Методику определения лимитов правительственного долга, долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий, предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, предоставления поручительств государства, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора, определения критериев и формирования перечня субъектов квазигосударственного сектора, которым предоставлено право привлечения внешних займов согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту бюджетной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа его направление для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан и на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан |
С. Жумангарин |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Национальный Банк
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу |
Методика расчетов прогнозных сведений о состоянии государственных финансов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика расчетов прогнозных сведений о состоянии государственных финансов (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс) и применяется центральным уполномоченным органом по бюджетной политике (далее – уполномоченный орган) для прогнозирования параметров государственных финансов, включая республиканский, государственный, и консолидированный бюджеты, параметры Национального фонда Республики Казахстан (далее – Национальный фонд), долговые обязательства государственного сектора, а также пределы по бюджетным правилам и целевые ориентиры.
2. Сроки и периоды формирования прогноза параметров государственных финансов зависит от разработки долгосрочного прогноза развития Республики Казахстан и прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан согласно пунктам 6 статей 50 и 51 Бюджетного кодекса.
3. Формирование прогнозных параметров государственных финансов осуществляется уполномоченным органом на основе прогнозных данных, предоставленных государственными органами.
Глава 2. Прогноз параметров бюджетов
Параграф 1. Прогноз параметров республиканского бюджета
4. Поступления республиканского бюджета (без учета поступления займов) на плановый период рассчитываются на основе прогнозных данных по доходам (без учета трансфертов), поступлениям трансфертов и суммам погашения бюджетных кредитов по следующей формуле:
R = I + RT + RBL, где
R – поступления республиканского бюджета (без учета поступления займов);
I – доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов);
RT – поступления трансфертов;
RBL – погашение бюджетных кредитов.
5. Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) рассчитываются в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Бюджетного кодекса.
6. Поступления трансфертов рассчитываются по следующей формуле:
RT = GT+ TT + BW + SF, где
RT – поступления трансфертов;
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
BW – трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы в республиканский бюджет;
SF – трансферт из Специального государственного фонда в республиканский бюджет.
7. Целевой трансферт из Национального фонда выделяется по решению Президента Республики Казахстан на финансирование критически важных объектов и проектов общестранового значения в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Бюджетного кодекса при отсутствии альтернативных источников финансирования.
8. Бюджетные изъятия из местного бюджета в республиканский бюджет рассчитываются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Бюджетного кодекса.
Прогноз бюджетных изъятий осуществляется с применением индексации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан, и прогнозной численности потребителей государственных услуг в регионе.
9. Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям, государственным гарантиям по поддержке экспорта, определяемые центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
10. Отношение дефицита (профицита) республиканского бюджета к валовому внутреннему продукту (далее – ВВП) рассчитывается по следующей формуле:
%Def = Def / GDP * 100, где
%Def – дефицит (профицит) республиканского бюджета по отношению к ВВП;
Def – дефицит (профицит) республиканского бюджета;
GDP – номинальный объем ВВП.
11. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен разнице между поступлениями в республиканский бюджет (без учета поступления займов) с исключением поступлений трансфертов из Национального фонда, вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расходами республиканского бюджета (без учета погашения займов), и рассчитывается по следующей формуле:
NDef = R - GT- TT - ECDCO - E, где
NDef – ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета;
R – поступления республиканского бюджета (без учета поступления займов);
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
ECDCO – вывозная таможенная пошлина на сырую нефть;
E – расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов).
12. Аналитический расширенный ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета (с учетом приобретений Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов) равен разнице между поступлениями в республиканский бюджет (без учета поступления займов) с исключением поступлений трансфертов из Национального фонда, вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, поступлений республиканского бюджета от долевых инструментов казахстанских эмитентов, приобретенных Национальным фондом, поступлений республиканского бюджета, связанных с изменением перечня организаций нефтяного сектора, перечисляющих налоги в Национальный фонд, и расходами республиканского бюджета (без учета погашения займов), и рассчитывается по следующей формуле:
ENDef = R - GT- TT - ECDCO - RBIEI - ROS - E - RBNF, где
ENDef – расширенный ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета;
R – поступления республиканского бюджета (без учета поступления займов);
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
ECDCO – вывозная таможенная пошлина на сырую нефть;
RBIEI – поступления республиканского бюджета от долевых инструментов казахстанских эмитентов, приобретенных Национальным фондом;
ROS – поступления республиканского бюджета, связанные с изменением перечня организаций нефтяного сектора, перечисляющих налоги в Национальный фонд;
E – расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов);
RBNF – приобретение Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов по стоимости сделки согласно данным Национального Банка Республики Казахстан.
13. Расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов) на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
E = R - Def, где
Е – расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов);
R – поступления республиканского бюджета (без учета поступления займов);
Def – дефицит (профицит) республиканского бюджета.
Параграф 2. Прогноз параметров государственного бюджета
14. Государственный бюджет объединяет республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.
15. Поступления государственного бюджета (без учета поступления займов) на плановый период рассчитываются на основе прогнозных данных по доходам государственного бюджета (без учета трансфертов), поступлениям трансфертов и суммам погашения бюджетных кредитов по следующей формуле:
RS = IS + RTS + RBLS, где
RS – поступления государственного бюджета (без учета поступления займов);
IS – доходы государственного бюджета (без учета трансфертов);
RTS – поступления трансфертов;
RBLS – погашение бюджетных кредитов в государственный бюджет.
16. Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов) рассчитываются в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Бюджетного кодекса.
17. Поступления трансфертов рассчитываются по следующей формуле:
RTS = GT + TT + SF, где
RTS – поступления трансфертов;
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет.
SF – трансферт из Специального государственного фонда в республиканский бюджет.
18. Отношение дефицита (профицита) государственного бюджета к ВВП рассчитывается по следующей формуле:
%DefS = DefS / GDP * 100, где
%DefS – дефицит (профицит) государственного бюджета по отношению к ВВП;
DefS – дефицит (профицит) государственного бюджета;
GDP – номинальный объем ВВП.
19. Ненефтяной дефицит (профицит) государственного бюджета равен разнице между поступлениями в государственный бюджет (без учета поступления займов) с исключением поступлений трансфертов из Национального фонда, вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расходами государственного бюджета (без учета погашения займов), и рассчитывается по следующей формуле:
NDefS = RS - GT- TT - ECDCO - ES, где
NDefS – ненефтяной дефицит (профицит) государственного бюджета;
RS – поступления государственного бюджета (без учета поступления займов);
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
ECDCO – вывозная таможенная пошлина на сырую нефть;
ES – расходы государственного бюджета (без учета погашения займов).
20. Аналитический расширенный ненефтяной дефицит (профицит) государственного бюджета (с учетом приобретений Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов) равен разнице между поступлениями в государственный бюджет (без учета поступления займов) с исключением поступлений трансфертов из Национального фонда, вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, поступлений республиканского бюджета от долевых инструментов казахстанских эмитентов, приобретенных Национальным фондом, поступлений республиканского бюджета, связанных с изменением перечня организаций нефтяного сектора, перечисляющих налоги в Национальный фонд, и расходами государственного бюджета (без учета погашения займов), и рассчитывается по следующей формуле:
ENDefS = RS - GT- TT - ECDCO - RBIEI - ROS - ES - RBNF, где
ENDefS – расширенный ненефтяной дефицит (профицит) государственного бюджета;
RS – поступления государственного бюджета (без учета поступления займов);
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
ECDCO – вывозная таможенная пошлина на сырую нефть;
RBIEI – поступления республиканского бюджета от долевых инструментов казахстанских эмитентов, приобретенных Национальным фондом;
ROS – поступления республиканского бюджета, связанные с изменением перечня организаций нефтяного сектора, перечисляющих налоги в Национальный фонд;
ES – расходы государственного бюджета (без учета погашения займов);
RBNF – приобретение Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов по стоимости сделки согласно данным Национального Банка Республики Казахстан.
21. Расходы государственного бюджета (без учета погашения займов) на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
ES = RS - Def, где
ЕS – расходы государственного бюджета (без учета погашения займов);
RS – поступления государственного бюджета (без учета поступления займов);
Def – дефицит (профицита) республиканского бюджета.
Параграф 3. Прогноз параметров консолидированного бюджета
22. Прогноз консолидированного бюджета объединяет государственный бюджет, поступления и расходы Национального фонда, поступления и расходы Государственного фонда социального страхования, Фонда социального медицинского страхования и Специального государственного фонда без учета взаимопогашаемых операций между ними.
23. Поступления консолидированного бюджета (без учета поступления займов) на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
RCB = (RS + RNFRT + RSIF + RSHIF + RSSF) - GT- TT - TSSF, где
RCB – поступления консолидированного бюджета (без учета поступления займов);
RS – поступления государственного бюджета (без учета поступления займов);
RNFRT – поступления Национального фонда (без учета поступлений от возврата трансфертов из республиканского бюджета);
RSIF – поступления Государственного фонда социального страхования;
RSHIF – поступления Фонда социального медицинского страхования (без учета поступлений от взносов государства и трансфертов на возмещение затрат фонда на оплату услуг субъектам здравоохранения за оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов из республиканского бюджета);
RSSF – поступления Специального государственного фонда;
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TSSF – трансферт из Специального государственного фонда в республиканский бюджет.
24. Расходы консолидированного бюджета (без учета погашения займов) на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
ECB = ESS + TSt + ERMFAEA + ESIF + ESHIF, где
ECB – расходы консолидированного бюджета (без учета погашения займов);
ESS – расходы государственного бюджета (без учета погашения займов, расходов по возрату трансфертов из республиканского бюджета в Национальный фонд, взносам государства и трансфертам на возмещение затрат фонда на оплату услуг субъектам здравоохранения за оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов из республиканского бюджета в Фонд социального медицинского страхования);
TSt – обязательства, включающие сумму целевых требований;
ERMFAEA – расходы, связанные с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита;
ESIF – расходы Государственного фонда социального страхования;
ESHIF – расходы Фонда социального медицинского страхования.
25. Баланс консолидированного бюджета рассчитывается по следующей формуле:
BCB = RCB - ECB, где
BCB – баланс консолидированного бюджета;
RCB – поступления консолидированного бюджета (без учета поступления займов);
ECB – расходы консолидированного бюджета (без учета погашения займов).
26. Ненефтяной баланс консолидированного бюджета (с учетом приобретений Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов) рассчитывается по следующей формуле:
NBCB = RCB - ECB - ORCB - RBNF, где
NBCB – ненефтяной баланс консолидированного бюджета;
RCB – поступления консолидированного бюджета (без учета поступления займов);
ECB – расходы консолидированного бюджета (без учета погашения займов);
ORCB – нефтяные поступления консолидированного бюджета;
RBNF – приобретение Национальным фондом облигаций казахстанских эмитентов по стоимости сделки согласно данным Национального Банка Республики Казахстан.
27. Нефтяные поступления консолидированного бюджета рассчитываются по следующей формуле:
ORCB = OS + ECDCO + RBIEI + ROS, где
ORCB – нефтяные поступления консолидированного бюджета;
OS – поступления от организаций нефтяного сектора;
ECDCO – вывозная таможенная пошлина на сырую нефть;
RBIEI – поступления республиканского бюджета от долевых инструментов казахстанских эмитентов, приобретенных Национальным фондом;
ROS – поступления республиканского бюджета, связанные с изменением перечня организаций нефтяного сектора, перечисляющих налоги в Национальный фонд.
28. Ненефтяные поступления консолидированного бюджета рассчитываются по следующей формуле:
NORCB = RCB - ORCB, где
NORCB – ненефтяные поступления консолидированного бюджета;
RCB – поступления консолидированного бюджета (без учета поступления займов);
ORCB – нефтяные поступления консолидированного бюджета.
Глава 3. Прогноз параметров Национального фонда
29. Поступления Национального фонда на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
RNF = OS + RP + II + OIINPL, где
RNF – поступления Национального фонда;
OS – поступления от организаций нефтяного сектора;
RP – поступления от приватизации республиканской собственности;
II – инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;
OIINPL – иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.
30. Поступления от организаций нефтяного сектора рассчитываются в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Бюджетного кодекса.
31. Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
II = K * (CAt * SR) / 100, где
II – инвестиционные доходы от управления Национальным фондом в миллиардах тенге;
K – среднегодовой уровень инвестиционного дохода Национального фонда на плановый период;
CAt – чистые валютные активы Национального фонда на конец года, предшествующего плановому периоду, в миллиардах долларах США;
SR – расчетный курс тенге к доллару США.
32. Использование Национального фонда на плановый период рассчитывается по следующей формуле:
U = GT + TT + TRt + ERMFAEA, где
U – использование Национального фонда;
GT – гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TT – целевой трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет;
TRt – расходы на выплату целевых требований;
ERMFAEA – расходы, связанные с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита.
33. Расходы, связанные с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита, на плановый период рассчитываются по следующей формуле:
ERMFAEA = ERMFAEAt / FRt-1 * FRt, где
ERMFAEA – расходы, связанные с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита;
ERMFAEAt – расходы, связанные с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита, финансового года, предшествующего плановому периоду;
FRt-1 – чистые средства Национального фонда на конец второго финансового года, предшествующего плановому периоду;
FRt – чистые средства Национального фонда на конец года, предшествующего плановому периоду.
34. Чистые поступления в Национальный фонд рассчитываются как разница между поступлениями в Национальный фонд и использованием Национального фонда по следующей формуле:
NIF = RNF - U, где
NIF – чистые поступления в Национальный фонд;
RNF – поступления Национального фонда;
U – использование Национального фонда.
35. В целях использования, анализа и прогнозирования активов Национального фонда, используется размер чистых активов Национального фонда, то есть активов за вычетом обязательств, включающих сумму целевых требований.
36. Обязательства, включающие сумму целевых требований, рассчитываются с учетом Правил формирования и учета целевых требований, целевых накоплений и выплат целевых накоплений, а также начисления целевых требований, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2024 года № 16, и предложений Национального Банка Республики Казахстан.
37. Чистые валютные активы Национального фонда на конец планового периода рассчитываются по следующей формуле:
CA = CAt - TR + (NIF – RF) / SR, где
CA – чистые валютные активы Национального фонда на конец планового периода в миллиардах долларах США;
CAt – чистые валютные активы Национального фонда на конец года, предшествующего плановому периоду, в миллиардах долларах США;
TR – сумма целевых требований, начисляемая в плановом периоде, в миллиардах долларах США;
NIF – чистые поступления в Национальный фонд;
RF – приобретение акций и облигаций казахстанских эмитентов по стоимости сделки согласно данным Национального Банка Республики Казахстан;
SR – расчетный курс тенге к доллару США.
38. Чистые средства Национального фонда на конец планового периода рассчитываются по следующей формуле:
FR = (CAn * SR) + RТt + RFmt + RFm, где
FR – чистые средства Национального фонда на конец планового периода в миллиардах тенге;
CAn – чистые валютные активы Национального фонда на конец планового периода в миллиардах долларах США;
SR – расчетный курс тенге к доллару США;
RТt – остаток денег на текущем счете Национального фонда в тенге за отчетный год согласно отчету о формировании и использовании Национального фонда за отчетный год, утверждаемому Указом Президента Республики Казахстан, и данным Национального Банка Республики Казахстан;
RFmt – тенговый портфель акций и облигаций казахстанских эмитентов за отчетный год (учитывается в справедливой (рыночной) стоимости) согласно отчету о формировании и использовании Национального фонда за отчетный год, утверждаемому Указом Президента Республики Казахстан, и данным Национального Банка Республики Казахстан;
RFm – приобретение акций и облигаций казахстанских эмитентов (учитывается в справедливой (рыночной) стоимости) согласно данным Национального Банка Республики Казахстан.
Глава 4. Прогноз долговых обязательств государственного сектора
39. Прогноз государственного долга на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
Sdt – прогноз государственного долга на соответствующий плановый период;
GRt – сумма полученных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий плановый период;
GOt – сумма непогашенных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий плановый период;
LREGt – сумма полученных займов местного исполнительного органа без учета полученных займов от Правительства Республики Казахстан на соответствующий плановый период;
LOEGt – сумма непогашенных займов местного исполнительного органа без учета непогашенных займов перед Правительством Республики Казахстан на соответствующий плановый период;
Sdt – ≤ % не должен превышать установленного ограничения к валовому внутреннему продукту, предусмотренного Концепцией;
t – период.
40. Прогноз правительственного долга на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
Gdt – прогноз правительственного долга на соответствующий плановый период;
GRt – сумма полученных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий плановый период;
GOt – сумма непогашенных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий плановый период;
Gdt – ≤ % не должен превышать установленного ограничения к валовому внутреннему продукту, предусмотренного Концепцией;
t – период.
41. Прогноз долга местных исполнительных органов на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
Ldt – прогноз долга местных исполнительных органов на соответствующий плановый период;
LRt – сумма полученных займов местного исполнительного органа на соответствующий плановый период;
LOt – сумма непогашенных займов местного исполнительного органа на соответствующий плановый период;
t – период.
Прогноз объема расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать размера, равного десяти процентам от суммы доходов местного бюджета (без учета целевых трансфертов из вышестоящего бюджета):
AERSt ≤ 0,10×It, где
AERSt – объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа на соответствующий плановый период;
It – сумма доходов местного бюджета без учета целевых трансфертов из вышестоящего бюджета;
t – период.
42. Прогноз по гарантированному государством долгу на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
GGdt – прогноз гарантированного государством долга на соответствующий плановый период;
GGRt – сумма полученных негосударственных займов, обеспеченных государственными гарантиями на соответствующий плановый период;
GGOt – сумма непогашенных негосударственных займов, обеспеченных государственными гарантиями на соответствующий плановый период;
t – период.
43. Прогноз по гарантированному государством долгу по поддержке экспорта на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
GGEt – прогноз гарантированного государством обязательства по поддержке экспорта на соответствующий плановый период;
GGEIt – сумма непогашенных обязательств по договорам страхования, обеспеченным государственной гарантией Республики Казахстан по поддержке экспорта, по которым Экспортно-кредитным агентством Казахстана, не осуществлены страховые выплаты на соответствующий плановый период;
GGEGt – сумма непогашенных обязательств по договорам гарантии, обеспеченным государственной гарантией Республики Казахстан по поддержке экспорта, по которым Экспортно-кредитным агентством Казахстана, не осуществлены гарантийные выплаты на соответствующий плановый период;
t – период.
44. Прогноз долга субъектов квазигосударственного сектора на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
Dqt – прогноз долга субъектов квазигосударственного сектора на соответствующий плановый период;
QRt – сумма полученных (освоенных) займов, за исключением займов, обеспеченных государственной гарантией, субъектов квазигосударственного сектора на соответствующий плановый период;
QOt – сумма непогашенных займов, за исключением займов, обеспеченных государственной гарантией, субъектов квазигосударственного сектора на плановый период;
Dqt – ≤ % не должен превышать установленного ограничения к валовому внутреннему долгу, предусмотренного Концепцией;
t – период.
45. При расчете прогноза правительственного долга, гарантированного государством долга, внешнего долга квазигосударственного сектора необходимо соблюдать ограничения к валютным активам Национального фонда, предусмотренного Концепцией.
46. Прогнозное значение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
DPPPt – обязательства по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан;
GRPPPt – сумма принятых и непогашенных обязательств на соответствующий финансовый год по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан;
GOPPP – сумма обязательств к погашению на соответствующий финансовый год по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, по которым объявлены процедуры определения частного партнера в соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве" (далее – Закон);
t – период.
47. Прогнозное значение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов на соответствующий плановый период рассчитывается согласно следующей формуле:
LPPPt – обязательства по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов;
LRPPPt – сумма принятых и непогашенных обязательств на соответствующий финансовый год по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов;
LOPPP – сумма обязательств к погашению на соответствующий финансовый год по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, по которым объявлены процедуры определения частного партнера в соответствии со статьей 31 Закона;
t – период.
Глава 5. Пределы по бюджетным правилам и целевые ориентиры
48. Формирование прогноза параметров государственных финансов осуществляется с учетом пределов по бюджетным правилам и целевых ориентиров в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса.
49. Объем гарантированного трансферта из Национального фонда планируется в размере, не превышающем объем прогнозируемых поступлений в Национальный фонд от организаций нефтяного сектора при цене отсечения в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Бюджетного кодекса.
50. Темпы роста расходов республиканского бюджета без учета погашения займов на плановый период ограничиваются уровнем долгосрочного экономического роста, увеличенного на целевой ориентир по инфляции, и рассчитываются по следующей формуле:
LR = IGDP * (Iai +100) / 100, где
LR – предел по темпам роста расходов республиканского бюджета без учета погашения займов;
IGDP – уровень долгосрочного экономического роста;
Iai – целевой ориентир по инфляции, установленный Национальным Банком Республики Казахстан.
Уровень долгосрочного экономического роста определяется как среднее значение роста реального ВВП за десять лет, предшествующих плановому периоду, и рассчитывается по следующей формуле:
IGDP = (IGDP1+ IGDP2+…….+IGDP10) / 10, где
IGDP – уровень долгосрочного экономического роста;
IGDP1 – индекс физического объема ВВП за первый год;
IGDP2 – индекс физического объема ВВП за второй год;
IGDP10 – индекс физического объема ВВП за десятый год.
Предельный объем расходов республиканского бюджета рассчитывается по следующей формуле:
Еr = Еt * (LR / 100), где
Еr – предельный объем расходов республиканского бюджета без учета погашения займов;
Еt – расходы республиканского бюджета без учета погашения займов финансового года, предшествующего плановому периоду;
LR – предел по темпам роста расходов республиканского бюджета без учета погашения займов.
51. Расходование Национального фонда ограничивается целевыми ориентирами и объемом целевых требований в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Бюджетного кодекса.
52. Целевые ориентиры определяются документом, разрабатываемым уполномоченным органом в соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 47 Бюджетного кодекса.
53. Информация о соблюдении пределов по бюджетным правилам и целевых ориентиров отражается в составе прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан.
54. В случае отклонения от бюджетных правил и целевых ориентиров в кризисных ситуациях и в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан возврат к изначальным пределам бюджетных правил и целевым ориентирам осуществляется в течение последующих трех лет путем разработки плана действий в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Бюджетного кодекса, с отражением корректируемых показателей в составе прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан.
55. План действий разрабатывается уполномоченным органом один раз на последующий трехлетний период и содержит прогнозную траекторию временной корректировки пределов бюджетных правил и целевых ориентиров.
Приложение 2 к приказу |
Методика определения лимитов правительственного долга, долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий, предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, предоставления поручительств государства, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора, определения критериев и формирования перечня субъектов квазигосударственного сектора, которым предоставлено право привлечения внешних займов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика определения лимитов правительственного долга, долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий, предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, предоставления поручительств государства, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора, определения критериев и формирования перечня субъектов квазигосударственного сектора, которым предоставлено право привлечения внешних займов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 137 и пунктом 3 статьи 146 Бюджетного кодекса Республики Казахстан в рамках ограничений, установленных Концепцией управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2022 года № 1005 (далее – Концепция), за исключением сделок по внутригрупповому финансированию и негосударственных займов, обеспеченных государственной гарантией.
2. Сроки и периоды определения лимитов правительственного долга, долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий, предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, предоставления поручительств государства, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора зависит от разработки долгосрочного прогноза развития Республики Казахстан и прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан согласно пунктам 6 статей 50 и 51 Бюджетного кодекса.
3. Размер определенных лимитов правительственного долга, долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий, предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан, государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов, предоставления поручительств государства, внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора округляется с точностью до тысячи тенге.
Глава 2. Определение лимитов долговых обязательств государственного сектора
Параграф 1. Определение лимита правительственного долга
4. Лимитом правительственного долга является фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец соответствующего финансового года) и рассчитывается согласно следующей формуле:
LGdt – лимит правительственного долга на соответствующий финансовый год;
GRt – сумма полученных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий финансовый год;
GOt – сумма непогашенных Правительством Республики Казахстан государственных займов на соответствующий финансовый год;
LGdt – ≤ % не должен превышать установленного ограничения к валовому внутреннему продукту, предусмотренного Концепцией;
t – период.
5. Объем расходов на обслуживание правительственного долга не должен превышать размера, равного десяти процентам от расходов республиканского бюджета:
ASCGGt ≤ 0,10×ExGBt, где
ASCGGt – объем расходов на обслуживание долга правительственного долга на соответствующий финансовый год;
ExGBt – сумма расходов республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;
t – период.
6. Уточнение лимита правительственного долга производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.
Параграф 2. Определение лимита долга местных исполнительных органов
7. Лимитом долга местного исполнительного органа является фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец соответствующего финансового года) и рассчитывается согласно следующей формуле:
Ldlbt – лимит долга местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год;
LRt – сумма полученных займов местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год;
LOt – сумма непогашенных займов местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год;
t – период.
8. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать размера, равного десяти процентам от суммы доходов местного бюджета без учета целевых трансфертов из вышестоящего бюджета:
AERSt ≤ 0,10×It, где
AERSt – объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год;
It – сумма доходов местного бюджета без учета целевых трансфертов из вышестоящего бюджета;
t – период.
9. Уточнение лимита долга местных исполнительных органов производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.
Параграф 3. Определение лимита предоставления государственных гарантий
10. Лимит предоставления государственных гарантий на соответствующий финансовый год рассчитывается исходя из среднего темпа роста условных обязательств по гарантированному государством долгу за десять лет увеличенного на объем поступлений республиканского бюджета без учета целевых трансфертов из Национального фонда за вычетом объемов затрат на обслуживание и погашение гарантированного государством долга на соответствующий финансовый год и рассчитывается согласно следующей формуле:
LGGt = (IGBt*K) - SCt, где
LGGt – лимит предоставления государственных гарантий на соответствующий финансовый год;
IGBt – объем поступлений республиканского бюджета без учета целевых трансфертов из Национального фонда и поступления займов на соответствующий финансовый год;
K – средний темп роста условных обязательств по гарантированному государством долгу за десять лет, предшествующих плановому периоду;
SCt – объем затрат на обслуживание и погашение гарантированного государством долга на соответствующий финансовый год;
t – период.
11. Уточнение суммы лимита предоставления государственной гарантии производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.
Параграф 4. Определение лимита предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта
12. Лимит предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта на соответствующий год рассчитывается исходя объема фактически осуществленных страховых и гарантийных выплат, который не должен превышать сорока процентов от объема собственного капитала на период действия государственных гарантий по поддержке экспорта, где объем страховых и гарантийных выплат указывается за вычетом суммы страховых и гарантийных выплат, которые возмещены в рамках суброгации, перестрахования и гарантирования:
LGGEt = (IPt + GPt) OC*40%, где
LGGEt – лимит предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта на соответствующий финансовый год;
IPt – фактически осуществленные страховые выплаты;
GPt – фактически осуществленные гарантийные выплаты;
OC – cобственный капитал;
t – период.
13. Уточнение суммы лимита предоставления государственных гарантий по поддержке экспорта производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.
Параграф 5. Определение лимита внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора
14. Лимитом внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора является фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов субъектов квазигосударственного сектора, которую не должен превышать фактический внешний долг субъектов квазигосударственного сектора на заданную дату (на конец соответствующего финансового года).
LDqt – лимит внешнего долга субъекта квазигосударственного сектора на соответствующий финансовый год;
QRt – сумма полученных (освоенных) займов, за исключением займов, обеспеченных государственной гарантией, субъектов квазигосударственного сектора на соответствующий финансовый год;
QOt – сумма непогашенных займов, за исключением займов, обеспеченных государственной гарантией, субъектов квазигосударственного сектора на соответствующий финансовый год;
LDqt – ≤ % не должен превышать установленного ограничения к валовому внутреннему долгу, предусмотренного Концепцией;
t – период.
15. Уточнение лимита внешнего долга квазигосударственного сектора производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.
16. При расчете лимитов по правительственному долгу, государственных гарантий, внешнего долга квазигосударственного сектора необходимо соблюдать ограничение к валютным активам Национального фонда, предусмотренного Концепцией.
Параграф 6. Определение критериев формирования перечня субъектов квазигосударственного сектора, которым представлено право привлечения внешних займов
17. Перечень субъектов квазигосударственного сектора, которым представлено право привлечения внешних займов на соответствующий финансовый год формируется на основе данных, представленных центральным уполномоченным орган по государственному имуществу о внешних займах с указанием плана привлечения займов на планируемый финансовый год.
Критерием включения субъектов квазигосударственного сектора в перечень, которым предоставлено право привлекать внешние займы является доля участия государства, превышающая 50%.
Параграф 7. Определение лимитов государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан
18. Принятие Правительством Республики Казахстан государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства ограничивается лимитом, установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
19. Лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на соответствующий финансовый год формируется центральным уполномоченным органом по бюджетной политике с учетом дохода республиканского бюджета и является предельным ограничением, ежегодно вносимым на утверждение в рамках закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
20. Лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан устанавливается по следующей формуле:
Scolgov <InRB * 0,20, где
Scolgov – лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан;
InRB – доходы республиканского бюджета.
Лимит принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств на соответствующий финансовый год производится по следующей формуле:
Lmocolgov <Scolgov – CLLG, где
Lmocolgov – лимит принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на соответствующий финансовый год;
Scolgov – лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан;
CLLG – принятые и непогашенные государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан на начало соответствующего финансового года.
К государственным обязательствам по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан относятся виды государственной поддержки предусмотренные подпунктами 2), 3), 4), 5), 6) пункта 2 статьи 9 и подпунктом 6) пункта 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве" (далее – Закон о ГЧП).
21. В случае необходимости, уточнение лимита государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства Правительства Республики Казахстан производится при уточнении республиканского бюджета в течение соответствующего финансового года.
Параграф 8. Определение лимитов государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов
22. Принятие местным исполнительным органом государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства ограничивается установленным лимитом государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства соответствующего местного исполнительного органа.
23. Лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов на соответствующий трехлетний плановый период формируются уполномоченным органом по государственному планированию на соответствующий трехлетний плановый период с учетом дохода бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы и является предельным ограничением.
24. Лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов формируется исходя из доходов бюджета местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, соответствующих объему налоговых и неналоговых поступлений и поступлений от продажи основного капитала с учетом трансфертов общего характера.
25. Лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов на соответствующий финансовый год устанавливается согласно следующему расчету на 3 (три) летний период:
ScolLG < InLB * k, где
ScolLG – лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа;
InLB – объем собственных доходов местного исполнительного органа c учетом трансфертов общего характера;
k – поправочный коэффициент для местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, в том числе:
k = 0,2 для местных исполнительных органов областей;
k = 0,5 для местных исполнительных органов городов республиканского значения, столицы, а также для местных исполнительных органов области в случае реализации ими проекта по строительству аэропорта с пропускной способностью аэровокзала не менее 400 пассажиров/час, созданию академического городка с инновационным центром, в том числе научно-исследовательского института.
В случае превышения лимита принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа, при подготовке и реализации проектов по строительству линий легкорельсового транспорта, а также проектов по подведению инженерно-коммуникационных сетей города Қонаев и индустриальных зон Алматинской области применяется лимит, увеличенный на сумму превышения.
Лимит принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства на соответствующий финансовый год производится согласно следующему расчету:
LmocolLG <ScolLG – CLLG, где
LmocolLG – лимит принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год;
ScolLG – лимит государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа;
CLLG – принятые и непогашенные государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа на начало соответствующего финансового года.
К государственным обязательствам по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа относятся виды государственной поддержки, предусмотренные подпунктами 2), 3), 4), 5), 6) пункта 2 статьи 9 и подпунктом 6) пункта 2 статьи 27 Закона о ГЧП.
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета предоставляет информацию о принятых и непогашенных государственных обязательствах по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа на начало соответствующего финансового года.
В случае снижения прогнозных доходов местного исполнительного органа, которое ведет к снижению лимита принятия государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местного исполнительного органа, в случае если в рамках данного лимита приняты обязательства на всю сумму, применяется утвержденный лимит принятия предыдущего года.
26. Объем расходов на погашение и обслуживание обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов не должен превышать размера, равного десяти процентам от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.
27. В случае необходимости, уточнение лимита государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства местных исполнительных органов производится при уточнении бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы в течение соответствующего финансового года.
Параграф 9. Определение лимита предоставления поручительства государства
28. Лимитом предоставления поручительства государства является фиксированная сумма на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы поручительства государства.
29. Лимит предоставления поручительства государства на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле:
LРgov = (IGB *0,15) - SCt, где
LРgov – лимит предоставления поручительства государства на планируемый финансовый год;
IGB – объем доходов республиканского бюджета без учета целевых трансфертов на планируемый финансовый год;
SCt – объем затрат на обслуживание и погашение гарантированного государством долга на планируемый финансовый год.
30. Уточнение суммы лимита предоставления поручительства государства производится в случае изменения бюджетных параметров, при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год в течение соответствующего финансового года.