"Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2021 жылғы 16 шілдедегі № ҚР ДСМ-61 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің м.а. 2025 жылғы 3 қазандағы № 104 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2025 жылы 6 қазанда № 37057 болып тіркелді

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2021 жылғы 16 шілдедегі № ҚР ДСМ-61 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 23589 болып тіркелген) мынадай өзгерістер енгізілсін:

      кіріспе мынадай редакцияда жазылсын:

      "Халық денсаулығы және денсаулық сақтау жүйесі туралы" Қазақстан Республикасының Кодексі 7-бабының 93) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:";

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидалары осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. "Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің 2021 жылғы 16 шілдедегі № ҚР ДСМ-61 бұйрығының қолданылуын тоқтата тұру туралы" Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрінің міндетін атқарушының 2023 жылғы 1 тамыздағы № 143 бұйрығының (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 33258 болып тіркелген) күші жойылды деп танылсын.

      3. Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің Дәрі-дәрмек саясаты департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты ресми жариялағаннан кейін оны Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды;

      3) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркегеннен кейін он жұмыс күні ішінде Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігінің Заң департаментіне осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалуы туралы мәліметтерді ұсынуды қамтамасыз етсін.

      4. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Денсаулық сақтау вице-министріне жүктелсін.

      5. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Денсаулық сақтау министрінің
      міндетін атқарушы Т. Мұратов

  Қазақстан Республикасының
Денсаулық сақтау министрінің
міндетін атқарушы
2025 жылғы 3 қазандағы
№ 104 бұйрығына қосымша
Қазақстан Республикасы
Денсаулық сақтау министрінің
2021 жылғы 16 шілдедегі
№ ҚР ДСМ-61 бұйрығына
қосымша

Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру қағидалары (бұдан әрі - Қағидалар) "Халық денсаулығы және денсаулық сақтау жүйесі туралы" Қазақстан Республикасының Кодексі 7-бабының 93) тармақшасына сәйкес әзірленді және бірлесіп ақы төлеуді жүзеге асыру тәртібін айқындайды.

      2. Осы Қағидаларда мынадай негізгі ұғымдар пайдаланылады:

      1) амбулаториялық дәрілік қамтамасыз етуді есепке алу ақпараттық жүйесі (бұдан әрі – ДҚАЖ) –– тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі (бұдан әрі – ТМККК) және (немесе) міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесіндегі (бұдан әрі – МӘМС) медициналық көмек шеңберінде рецепттер жазып беруді, фармацевтикалық көрсетілетін қызметтің өнім берушісінің тауарды босатуын немесе есепке алу және өткізу жөніндегі көрсетілетін қызметті есепке алуды автоматтандыруға арналған денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті орган айқындайтын ақпараттық жүйе;

      2) әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры (бұдан әрі – қор) – аударымдар мен жарналарды жинақтауды жүргізетін, сондай-ақ медициналық көмек көрсететін денсаулық сақтау субъектілерінің көрсетілетін қызметтерін медициналық көрсетілетін қызметтерді сатып алу шартында көзделген көлемдерде және талаптармен сатып алу мен оларға ақы төлеуді және Қазақстан Республикасының заңдарында айқындалған өзге де функцияларды жүзеге асыратын коммерциялық емес ұйым;

      3) бірлесіп төлеу – ерікті түрде жүзеге асырылатын, ТМККК шеңберінде және (немесе) МӘМС жүйесінде амбулаториялық деңгейде дәрілік заттардың, медициналық бұйымдардың құны мен олардың орнын толтырудың белгіленген шекті бағасындағы айырманы төлеу;

      4) бірлесіп төлеу шеңберінде дәрілік заттар мен медициналық бұйымдарды өтеудің шекті бағасы – ТМККК шеңберінде және МӘМС жүйесінде дәрілік заттардың халықаралық патенттелмеген атауына және медициналық бұйымның техникалық сипаттамасына шекті бағадан аспайтын дәрілік заттар мен медициналық бұйымдарды өткізу құны;

      5) дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер – фармацевтикалық қызметті жүзеге асыратын жеке немесе заңды тұлғалар;

      6) дәрілік заттың халықаралық патенттелмеген атауы – дәрілік заттың Дүниежүзілік денсаулық сақтау ұйымы ұсынған атауы;

      7) дәрілік заттың саудалық атауы – дәрілік заттың тіркелетін атауы;

      8) дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілердің және (немесе) консорциумның бірлесіп төлеудің ақпараттық жүйесі (бұдан әрі – БТАЖ) - бірлесіп төлеу бойынша амбулаториялық-дәрілік қамтамасыз ету процестерін автоматтандыру үшін пайдаланылатын, оны енгізгенге және пайдаланғанға дейін міндетті сынақтан өткізуге және Қазақстан Республикасының ақпараттық қауіпсіздік саласындағы заңнамасының талаптарына сәйкестігін растауға жататын ақпараттық жүйе (бағдарламалық өнім);

      9) консорциум – бұл бiрлескен шаруашылық қызмет туралы шарт негiзiнде заңды тұлғалар нақты шаруашылық мiндеттерiн шешу үшiн белгiлi бiр ресурстарды бiрiктiрiп, күш-жiгердi үйлестiретiн ерiктi түрдегі тең құқықты уақытша одақ (бiрлестiк);

      10) медициналық бұйымның саудалық атауы – медициналық бұйымның тіркелетін атауы;

      11) тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде және (немесе) міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде дәрілік заттың халықаралық патенттелмеген атауына немесе медициналық мақсаттағы бұйымның, Бірыңғай дистрибьютормен жасалған ұзақ мерзімді беру шарттары шеңберінде Қазақстан Республикасының аумағында жасалатын, тірі организмнен тыс (in vitro) диагностикалауға арналған медициналық бұйымдардың техникалық сипаттамасына арналған шекті баға – тегін медициналық көмектің кепілдік берілген көлемі шеңберінде және (немесе) міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде сатып алуды одан жоғары бағамен жүргізуге болмайтын, Қазақстан Республикасында тіркелген дәрілік заттың халықаралық патенттелмеген атауына немесе медициналық мақсаттағы бұйымның, Бірыңғай дистрибьютормен жасалған ұзақ мерзімді беру шарттары шеңберінде Қазақстан Республикасының аумағында жасалатын, тірі организмнен тыс (in vitro) диагностикалауға арналған медициналық бұйымдардың техникалық сипаттамасына арналған баға;

      12) "электрондық үкімет" мобильді қосымшасы – ұялы байланыстың абоненттік құрылғысында орнатылған және іске қосылған және ұялы байланыс және интернет арқылы электрондық нысанда көрсетілетін мемлекеттік қызметтер мен қызметтерге қол жеткізуді ұсынатын бағдарламалық өнім.

2-тарау. Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру тәртібі

      3. Дәрілік заттарды және (немесе) медициналық бұйымдарды бірлесіп төлеу ТМККК шеңберінде және (немесе) МӘМС жүйесінде белгілі бір аурулары (жай-күйлері) бар Қазақстан Республикасы азаматтарының жекелеген санаттары дәрілік заттармен және (немесе) медициналық бұйымдармен тегін және (немесе) жеңілдікпен амбулаториялық қамтамасыз ету кезінде жүзеге асырылады.

      4. Пациенттерге немесе олардың заңды өкілдеріне дәрілік заттармен және (немесе) медициналық бұйымдармен қамтамасыз ету кезінде мынадай тәсілдердің бірін таңдау құқығы беріледі:

      1) медициналық-санитариялық алғашқы және (немесе) консультациялық-диагностикалық көмек көрсететін денсаулық сақтау ұйымдарындағы дәріхана пункттері арқылы, сондай-ақ ауылдық елді мекендерде жұмыс істейтін жылжымалы дәріхана пункттері арқылы дәрілік заттармен және (немесе) медициналық бұйымдармен тегін қамтамасыз ету;

      2) қормен шарты бар дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер арқылы бірлесіп төлеуді қолдана отырып, дәрілік заттармен және (немесе) медициналық бұйымдармен қамтамасыз ету.

      Медицина қызметкерлері ДҚАЖ-ға рецепт жазып берген кезде пациенттің немесе оның заңды өкілінің бірлескен төлем әдісін таңдауға келісімін алады.

      5. Медицина қызметкері амбулаториялық дәрілік қамтамасыз етуге рецепт жазып бергеннен кейін пациент немесе оның заңды өкілі "электрондық үкімет" мобильді қосымшасының жеке кабинетінде және (немесе) электрондық рецептілер функционалы бар және ДҚАЖ-бен интеграцияланған БТАЖ-дың мобильді қосымшасында және (немесе) БТАЖ-дың интернет-ресурсында халықаралық патенттелмеген атауына, дәрілік нысаны мен мөлшеріне сәйкес келетін дәрілік заттардың және (немесе) медициналық бұйымдардың тіркелген саудалық атаулары, бірлесіп төлеуге қатысатын дәріханалардың мекенжайлары, оларда дәрілік заттардың және (немесе) медициналық бұйымдардың болуы және құны мен бірлесіп төлеу шеңберінде қосымша төлем мөлшерін көрсете отырып хабардар етіледі.

      6. Пациентті немесе оның заңды өкілін дәрілік затпен және (немесе) медициналық бұйыммен қамтамасыз ету "электрондық үкімет" мобильді қосымшасында "Әлеуметтік әмиян" сервисі және (немесе) электрондық рецептілер функционалы бар және ДҚАЖ-бен интеграцияланған БТАЖ-дың мобильді қосымшасында және (немесе) БТАЖ-дың интернет-ресурсы арқылы ұсынылатын электрондық рецептіні (QR-кодты) сканерлеу арқылы дәрілік нысаны мен дозасын ескере отырып, халықаралық патенттелмеген атауы бойынша жүзеге асырылады.

      7. Бірлесіп төлеуді іске асыру пациентті немесе оның заңды өкілін осы Қағидаларға 5-тармаққа сәйкес дәрілік заттарды және (немесе) медициналық бұйымдарды алу мүмкіндігі туралы хабардар ете отырып, БТАЖ арқылы қамтамасыз етіледі.

      8. БТАЖ:

      1) электрондық рецептілер функционалы бар және ДҚАЖ-бен интеграцияланған "электрондық үкімет" мобильді қосымшасына және (немесе) БТАЖ-дың мобильді қосымшасына және (немесе) БТАЖ-дың интернет-ресурстарына бірлесіп төлеуге қатысатын дәріханалар, оларда дәрілік заттардың және (немесе) медициналық бұйымдардың болуы, құны мен бірлесіп төлеу шеңберінде қосымша төлем мөлшерін көрсете отырып ақпарат беруді;

      2) бірлесіп төлеу шартын жасасуды;

      3) осы Қағидаларға 1-қосымшаға сәйкес нысан бойынша дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілермен және (немесе) консорциуммен қамтамасыз етілген рецептілердің жиынтық тізілімі қалыптастыруды, келісуді не қабылдамауды;

      4) осы Қағидаларға 2-қосымшаға сәйкес нысан бойынша дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілердің және (немесе) консорциумның фармацевтикалық көрсетілетін қызметтерге ақы төлеу актісі қалыптастыруды және келісуді;

      5) пациентке босатылған күнін және босату фактісін растайтын бақылау-кассалық машинасы чегінің деректемелерін, босатылған дәрілік затты және медициналық бұйымды таңбалау кодтарының мәртебесін көрсете отырып, дәрілік заттың және (немесе) медициналық бұйымның берілген фактісі бойынша рецептіні қамтамасыз ету туралы ДҚАЖ-ға деректердің автоматтандырылған берілуін қамтамасыз етеді.

      9. Консорциум және (немесе) дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер қорға бірлесіп төлеу шартын жасасуға өтінім береді.

      10. Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер мынадай:

      1) кемінде 3 (үш) облыста, республикалық маңызы бар қалаларда және/немесе астанада орналасқан 70 (жетпіс) дәріханадан тұратын дәріхана желісінің болуы;

      2) дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектінің дәріхана желісіне кіретін әрбір дәріхананың осы жүйемен жұмыс істеуінің техникалық мүмкіндігін қамтамасыз ете отырып, осы Қағидалардың 8 және 12-тармақтарында көрсетілген функциялар мен талаптарға сәйкес келетін БТАЖ-дың болуы немесе БТАЖ-ға қосылуы өлшемшарттарына сәйкес келеді.

      11. Консорциум мынадай өлшемшарттарға сәйкес келеді:

      1) консорциумға қатысушылар бірлесіп 5 (бес) облыста, республикалық маңызы бар қалаларда және/немесе астанада орналасқан кемінде 200 (екі жүз) дәріхананы қамтитын дәріхана желісі арқылы бірлесіп төлеуді іске асыруды қамтамасыз етеді;

      2) дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектінің дәріхана желісіне кіретін әрбір дәріхананың осы жүйемен жұмыс істеуінің техникалық мүмкіндігін қамтамасыз ете отырып, осы Қағидалардың 8 және 12-тармақтарында көрсетілген функциялар мен талаптарға сәйкес келетін БТАЖ-дың болуы немесе БТАЖ-ға қосылуы;

      3) бірлесіп төлеу шеңберінде консорциумның әрбір қатысушысына өтеудің тең талаптарын көздейтін консорциум құру туралы жасалған шарттың болуы.

      12. Ақпараттық қауіпсіздік талаптарына сәйкестігін растайтын сынақтар актісі немесе хаттамасы болған кезде БТАЖ бірлесіп төлеу шеңберінде пайдалануға рұқсат етіледі.

      13. Қор ұсынылған өтінімді 5 (бес) жұмыс күнінен аспайтын мерзімде қарайды. Осы Қағидалардың 10 және 11-тармақтарында көрсетілген өлшемшарттарға сәйкес келген жағдайда қор дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектімен және (немесе) консорциумның атынан болатын дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілердің бірімен (бұдан әрі – консорциумның ресми өкілі) шарт жасасады.

      14. Консорциумның ресми өкілін консорциум құру туралы шарт негізінде консорциум қатысушылары айқындайды.

      Консорциум құру туралы шартта:

      1) қормен қатынастарда консорциум мүдделерін білдіруге уәкілетті қатысушының атауы;

      2) қормен шартқа қол қою, жиынтық тізілім мен төлем актісін ұсыну құқығын қоса алғанда, ресми өкілдің өкілеттіктерінің көлемі;

      3) консорциумның ресми өкілін ауыстыру туралы шешім қабылдау тәртібі;

      4) консорциумның басқа қатысушылары алдындағы ресми өкілдің ұсынылатын ақпараттың дұрыстығы және қосымша төлем шарты бойынша міндеттемелердің орындалуы үшін жауапкершілігі көрсетіледі.

      Қор консорциум қатысушыларының ресми өкілді таңдауға, ауыстыруға немесе кері қайтарып алуға, сондай-ақ қаражатты бөлу және шешім қабылдау тәртібіне қатысты ішкі шарттық қатынастарына араласпайды.

      15. Бірлесіп төлеу шартының нысанасын азаматтық заңнамаға және денсаулық сақтау саласындағы заңнамаға сәйкес Қордың атқарушы органы бекітеді.

      16. Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер және (немесе) консорциумның ресми өкілі бірлесіп төлеуді іске асыру шеңберінде жиналған мәліметтерді бірлесіп төлеуде көзделмеген өзге де коммерциялық мақсаттарда пайдаланбайды.

      17. "Электрондық үкімет" мобильді қосымшасының операторы дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъектіге және (немесе) қор бірлесіп төлеу шартын жасасқан консорциумның ресми өкіліне бірлесіп төлеу шеңберінде интеграциялауға (деректермен алмасуға) мүмкіндік береді.

3-тарау. Бірлесіп төлеу шеңберінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнына ақы төлеу тәртібі

      18. Қор дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъектілерге және (немесе) консорциумның ресми өкіліне нақты көрсетілген фармацевтикалық көрсетілетін қызметтер үшін, бюджет қаражаты мен қор активтері есебінен бірлесіп төлеу шарты негізінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметтерді төлейді.

      19. Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъектілерге және (немесе) консорциумның ресми өкіліне фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнына ақы төлеу үшін:

      1) осы Қағидаларға 1-қосымшаға сәйкес нысан бойынша дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілермен және (немесе) консорциуммен қамтамасыз етілген рецептілердің жиынтық тізілімі (бұдан әрі – жиынтық тізілім);

      2) осы Қағидаларға 2-қосымшаға сәйкес нысан бойынша дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілердің және (немесе) консорциумның фармацевтикалық көрсетілетін қызметтерге ақы төлеу актісі (бұдан әрі – ақы төлеу актісі) негіз болып табылады.

      20. Бірлесіп төлеу шеңберінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнына ақы төлеу үшін есепті кезең күнтізбелік ай болып табылады. Ағымдағы жылғы желтоқсан айына ақы төлеу келесі қаржы жылында жүргізіледі.

      Қор мен дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъектілердің және (немесе) консорциумның ресми өкілінің арасындағы келісім бойынша техникалық мүмкіндіктер мен қаржы қаражаты болған кезде есепті кезеңнің ұзақтығы күнтізбелік айдан кем болып белгіленуі мүмкін.

      21. Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер және (немесе) консорциумның ресми өкілі БТАЖ-да қалыптастырылған жиынтық тізілімді, сондай-ақ қағаз жеткізгіште және (немесе) БТАЖ арқылы ақы төлеу актісін ұсынады.

      22. Жиынтық тізілімді дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер және (немесе) консорциумның ресми өкілі қорға ай сайын есепті кезеңнен кейінгі айдың 25 (жиырма бесінші) күнінен кешіктірмей береді.

      Ағымдағы жылғы желтоқсанға фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнына ақы төлеу үшін жиынтық тізілім есепті қаржы жылынан кейінгі жылдың 25 (жиырма бесінші) қаңтарына дейін ұсынылады.

      23. Қор жиынтық тізілімді оны алған күннен бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде қарайды және келіседі.

      24. Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер және (немесе) консорциумның ресми өкілі қормен жиынтық тізілім келіскеннен кейін оған ақы төлеу актісін жібереді.

      25. Қор ақы төлеу актісін алғаннан кейін 5 (бес) жұмыс күні ішінде қарайды және қол қояды.

      26. Қор ақы төлеу актісіне қол қойылған күннен бастап күнтізбелік 5 (бес) күн ішінде дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілерге және (немесе) консорциумның ресми өкіліне ақы төлеуді жүзеге асырады.

      27. Қор дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілерге және (немесе) консорциумның ресми өкіліне дәрілік заттардың құнын халықаралық патенттелмеген атауға шекті баға бойынша, бірақ саудалық атауының бағасынан жоғары емес бағамен төлейді.

      Егер дәрілік заттың және (немесе) медициналық бұйымдардың саудалық атауының бағасы тиісті халықаралық патенттелмеген атау үшін белгіленген шекті бағадан төмен болса пациент қосымша ақы төлемін жүргізбейді.

      28. Осы Қағидалардың 26-тармағында көзделген ақы төлеу мерзімі қорға бюджет қаражаты уақтылы аударылмаған кезде тоқтатыла тұрады.

      29. Бірлесіп төлеу шартын бұзу үшін осы Қағидалардың 10, 11, 12, 22 және 24-тармақтарында көзделген талаптардың бұзылуы және (немесе) сақталмауы, атап айтқанда жиынтық тізілім мен ақы төлеу актісін уақтылы немесе тиісінше ұсынбауы, БТАЖ-ды қосу және пайдалану, сондай-ақ ақпараттық қауіпсіздік жөніндегі талаптарды бұзу негіз болып табылады.

      Шартты бұзу дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілерге және (немесе) консорциумның ресми өкіліне жазбаша хабарлама жіберу арқылы жүзеге асырылады.

      Шарт дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілер және (немесе) консорциумның ресми өкілі көрсетілген хабарламаны алған сәттен бастап бұзылған болып есептеледі.

  Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру
қағидаларына 1-қосымша
Нысан

Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілермен және (немесе) консорциуммен қамтамасыз етілген рецептілердің жиынтық тізілімі

      20___ жылғы "___" _________ №_______ кезеңге

      20 __жылғы "__" _____ бастап 20 ___ жылғы "__" ______ дейінгі кезеңге 20 ___ жылғы "___" _________ № ____ Бірлесіп төлеу шеңберінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнын төлеу шарты бойынша

      Өнім берушінің атауы және БСН (дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъект және (немесе) консорциумның ресми өкілі "Әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры" КеАҚ-мен бірлесіп төлеу шартын жасасқан)___________________________________________________________


р/с №

Рецептіні нақты қамтамасыз еткен дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектінің атауы

рецептіні нақты қамтамасыз еткен дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектінің БСН-і

Өңір

АХЖ-10 коды

Пациенттің ЖСН

қамтамасыз етілген рецепт № және күні

Қамтамасыз етілген дәрілік заттың халықаралық патенттелмеген атауы

1

2

3

4

5

6

7

8

      жалғасы

Қамтамасыз етілген дәрілік заттың сауда атауы (СА)

Дозасы және шығарылған түрі

Өлшем бірлігі

Өлшем бірлігі үшін өтеудің шекті бағасы, теңге

Фискалдық чек нөмірі

ДЗ таңбалау нөмірі (коды)

Қордың құнын өтеу бағасы, теңге

Пациент төлеген бағасы, теңге (бірлесіп төлеу сомасы)

Жалпы сомасы, теңге

9

10

11

12

13

14

15

16

17=15+16

      Бірлесіп төлеу шеңберінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметінің жалпы құны ______ теңге.

      Қызмет көрсеткен:

      Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъект және (немесе) консорциумның ресми өкілі ________________

      ___________________

      Келісілді:

      "Әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры" КеАҚ ________ ________

      * Саудалық атауы дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың мемлекеттік тізілімінен көрсетіледі

  Бірлесіп төлеуді жүзеге асыру
қағидаларына 2-қосымша
Нысан

Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъектілердің және (немесе) консорциумның фармацевтикалық көрсетілетін қызметтерге ақы төлеу актісі

20 ___ жылғы "___" _________ №_______

      20 ___ жылғы "__" ______ бастап 20 __ жылғы "__" ________ кезеңге 20 ___ жылғы "___" ________ № ________ Бірлесіп төлеу шеңберінде фармацевтикалық көрсетілетін қызметтердің құнын төлеу шарты бойынша

р/с №

Өңір

Өнім берушінің атауы ("Әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры" КеАҚ-мен бірлесіп төлеу шартын жасасқан дәрілік заттар мен медициналық бұйымдар айналысы саласындағы субъект және (немесе) консорциумның ресми өкілі)

Ақы төлеуге ұсынылғаны

Бірлесіп төлеу шеңберінде қамтамасыз етілген рецептілер саны

Қормен өтеу сомасы, теңге

1

2

3

4

5

1





2


Бірлесіп төлеу шеңберінде қамтамасыз етілген рецептілер сомасы, теңге


      Қызмет көрсеткен:

      Дәрілік заттар мен медициналық бұйымдардың айналысы саласындағы субъект және (немесе) консорциумның ресми өкілі

      _______________________

      Келісілді:

      "Әлеуметтік медициналық сақтандыру қоры" КеАҚ ___________________________

О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № ҚР ДСМ-61 "Об утверждении правил осуществления сооплаты"

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 октября 2025 года № 104. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 октября 2025 года № 37057

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № ҚР ДСМ-61 "Об утверждении правил осуществления сооплаты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23589) следующие изменения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 93) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", ПРИКАЗЫВАЮ:";

      Правила осуществления сооплаты, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 августа 2023 года № 143 "О приостановлении действия приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № ҚР ДСМ-61 "Об утверждении правил осуществления сооплаты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33258).

      3. Департаменту лекарственной политики Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
Т. Мұратов

  Приложение к приказу
исполняющий обязанности
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 3 октября 2025 года № 104
  Приложение к приказу
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
от 16 июля 2021 года
№ ҚР ДСМ-61

Правила осуществления сооплаты

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила осуществления сооплаты (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 93) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и определяют порядок осуществления сооплаты.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) информационная система учета амбулаторного лекарственного обеспечения (далее – ИСЛО) – информационная система, определяемая уполномоченным органом в области здравоохранения для автоматизации учета выписки рецептов, отпуска товара поставщикам фармацевтической услуги или услуги по учету и реализации лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС);

      2) фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг, и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;

      3) сооплата – оплата разницы в стоимости лекарственных средств и (или) медицинских изделий и установленной предельной цене их возмещения в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС на амбулаторном уровне, осуществляемая в добровольном порядке;

      4) предельная цена возмещения лекарственных средств и медицинских изделий в рамках сооплаты – стоимость реализации лекарственных средств и (или) медицинских изделий, не выше предельной цены на международное непатентованное наименование лекарственных средств и техническую характеристику медицинского изделия в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;

      5) субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий – физические или юридические лица, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

      6) международное непатентованное наименование лекарственного средства – название лекарственного средства, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения;

      7) торговое наименование лекарственного средства – название, под которым регистрируется лекарственное средство;

      8) информационная система сооплаты субъектов в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциума (далее – ИСС) – информационная система (программный продукт), используемая для автоматизации процессов амбулаторно-лекарственного обеспечения по сооплате, подлежащая обязательному испытанию и подтверждению соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере информационной безопасности до ее внедрения и эксплуатации;

      9) консорциум – это временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач;

      10) торговое наименование медицинского изделия – название, под которым регистрируется медицинское изделие;

      11) предельная цена на международное непатентованное наименование лекарственного средства или техническую характеристику изделия медицинского назначения, медицинских изделий для диагностики вне живого организма (in vitro), производимых на территории Республики Казахстан в рамках долгосрочных договоров поставки, заключенных с Единым дистрибьютором, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования – цена на международное непатентованное наименование лекарственного средства или техническую характеристику изделия медицинского назначения, медицинских изделий для диагностики вне живого организма (in vitro), производимых на территории Республики Казахстан в рамках долгосрочных договоров поставки, заключенных с Единым дистрибьютором, зарегистрированного в Республике Казахстан, выше которой не может быть произведен закуп в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;

      12) мобильное приложение "электронного правительства" – программный продукт, установленный и запущенный на абонентском устройстве сотовой связи и предоставляющий доступ к государственным услугам и услугам, оказываемым в электронной форме, посредством сотовой связи и Интернет.

Глава 2. Порядок осуществления сооплаты

      3. Cооплата лекарственных средств и (или) медицинских изделий осуществляется при бесплатном и (или) льготном амбулаторном обеспечении лекарственными средствами и (или) медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Республики Казахстан с определенными заболеваниями (состояниями) в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС.

      4. Пациентам или их законным представителям при обеспечении лекарственными средствами и (или) медицинскими изделиями предоставляется право выбора одного из следующих способов:

      1) бесплатное обеспечение лекарственными средствами и (или) медицинскими изделиями через аптечные пункты в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь, а также через передвижные аптечные пункты, функционирующие в сельских населенных пунктах;

      2) обеспечение лекарственными средствами и (или) медицинскими изделиями с применением сооплаты через субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, имеющих договор с фондом.

      Медицинские работники при выписке рецепта в ИСЛО получают согласие пациента или его законного представителя на выбор способа сооплаты.

      5. После выписки медицинским работником рецепта на амбулаторное лекарственное обеспечение пациент или его законный представитель информируется в личном кабинете мобильного приложения "электронного правительства" и (или) в мобильном приложении ИСС и (или) интернет-ресурсе ИСС, имеющих функционал электронных рецептов и интегрированных с ИСЛО, о зарегистрированных торговых наименованиях лекарственных средств и (или) медицинских изделий, соответствующих международному непатентованному наименованию, лекарственной форме и дозировке, адреса аптек, участвующих в рамках сооплаты и наличии в них лекарственных средств и (или) медицинских изделий с указанием их стоимости и размера доплаты в рамках сооплаты.

      6. Обеспечение пациента или его законного представителя лекарственным средством и (или) медицинским изделием осуществляется по международным непатентованным наименованиям с учетом лекарственной формы и дозировки посредством сканирования электронного рецепта (QR-кода), предъявляемого через сервис "Социальный кошелек" в мобильном приложении "электронного правительства" и (или) мобильные приложении ИСС и (или) интернет-ресурса ИСС, имеющих функционал электронных рецептов и интегрированных с ИСЛО.

      7. Реализация сооплаты обеспечивается посредством ИСС с информированием пациента или его законного представителя о возможности получения лекарственных средств и (или) медицинских изделий согласно пункту 5 к настоящим Правилам.

      8. ИСС обеспечивает:

      1) передачу информации в мобильное приложение "электронного правительства" и (или) в мобильное приложение ИСС и (или) интернет-ресурсы ИСС, имеющих функционал электронных рецептов и интегрированных с ИСЛО, об аптеках, участвующих в сооплате, наличии в них лекарственных средств и (или) медицинских изделий с указанием их стоимости и размера доплаты в рамках сооплаты;

      2) заключение договора сооплаты;

      3) формирование, согласование либо отклонение сводного реестра обеспеченных рецептов субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      4) формирование и согласование акта оплаты фармацевтических услуг субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      5) автоматизированную передачу данных в ИСЛО об обеспечении рецепта по факту выдачи пациенту лекарственного средства и (или) медицинского изделия, с указанием даты отпуска и реквизитов чека контрольно-кассовой машины, подтверждающего факт отпуска и статуса кода маркировки отпущенного лекарственного средства и (или) медицинского изделия.

      9. Консорциум и (или) субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, подают в фонд заявку на заключение договора сооплаты.

      10. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий в рамках сооплаты соответствуют следующим критериям:

      1) наличие аптечной сети, включающей не менее 70 (семидесяти) аптек, расположенных не менее чем в 3 (трех) областях, городах республиканского значения и/или столице;

      2) наличие ИСС либо подключение к ИСС, соответствующей функциям и требованиям, указанным в пунктах 8 и 12 настоящих Правил, с обеспечением технической возможности работы каждой аптеки, входящей в аптечную сеть субъекта в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий с данной системой.

      11. Консорциум соответствует следующим критериям:

      1) участники консорциума совместно обеспечивают реализацию сооплаты через аптечную сеть, включающую не менее 200 (двести) аптек, расположенных не менее чем в 5 (пяти) областях, городах республиканского значения и/или столице;

      2) наличие ИСС либо подключение к ИСС, соответствующей функциям и требованиям, указанным в пунктах 8 и 12 настоящих Правил, с обеспечением технической возможности работы каждой аптеки, входящей в аптечную сеть субъекта в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий с данной системой;

      3) наличие заключенного договора о создании консорциума, предусматривающего равные условия возмещения каждому участнику консорциума в рамках сооплаты.

      12. ИСС допускается к использованию в рамках сооплаты при наличии акта или протокола испытаний, подтверждающих соответствие требованиям информационной безопасности.

      13. Фонд рассматривает представленную заявку в срок не более 5 (пяти) рабочих дней. В случае соответствия критериям, указанных в пунктах 10 и 11 настоящих Правил, фонд заключает договор с субъектом в сфере обращения лекарств и медицинских изделий и (или) консорциумом, от имени которого выступает один из субъектов в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий (далее – официальный представитель консорциума).

      14. Официальный представитель консорциума определяется участниками консорциума на основании договора о создании консорциума.

      В договоре о создании консорциума указываются:

      1) наименование участника, уполномоченного представлять интересы консорциума в отношениях с фондом;

      2) объем полномочий официального представителя, включая право подписания договора с фондом, предоставления сводного реестра и акта оплаты;

      3) порядок принятия решений о смене официального представителя консорциума;

      4) ответственность официального представителя перед другими участниками консорциума за достоверность представляемой информации и исполнение обязательств по договору сооплаты.

      Фонд не вмешивается во внутренние договорные отношения участников консорциума, касающиеся выбора, замены или отзыва официального представителя, а также порядка распределения средств и принятия решений.

      15. Форма договора сооплаты утверждается исполнительным органом Фонда, в соответствии с гражданским законодательством и законодательством в сфере здравоохранения.

      16. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальный представитель консорциума не использует сведения, собранные в рамках реализации сооплаты, в иных коммерческих целях, не предусмотренных сооплатой.

      17. Оператор мобильного приложения "электронного правительства" предоставляет возможность интеграции (обмен данными) в рамках сооплаты субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума, с которым фонд заключил договор сооплаты.

Глава 3. Порядок оплаты стоимости фармацевтических услуг в рамках сооплаты

      18. Фонд оплачивает фармацевтические услуги в рамках сооплаты субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума за фактически оказанные фармацевтические услуги, за счет бюджетных средств и активов фонда на основании договора сооплаты.

      19. Основанием для оплаты стоимости фармацевтических услуг субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума является:

      1) сводный реестр обеспеченных рецептов субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – сводный реестр);

      2) акт оплаты фармацевтических услуг субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – акт оплаты).

      20. Отчетным периодом для оплаты стоимости фармацевтических услуг в рамках сооплаты является календарный месяц. Оплата за декабрь текущего года производится в следующем финансовом году.

      По соглашению между фондом и субъектом в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальным представителем консорциума, при наличии технических возможностей и финансовых средств, продолжительность отчетного периода может устанавливаться менее календарного месяца.

      21. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальный представитель консорциума предоставляют сводный реестр, сформированный в ИСС, а также акт оплаты на бумажном носителе и (или) через ИСС.

      22. Сводный реестр предоставляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальным представителем консорциума фонду ежемесячно не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за отчетным периодом.

      Сводный реестр для оплаты стоимости фармацевтических услуг за декабрь текущего года предоставляется до 25 (двадцать пятого) января года, следующего за отчетным финансовым годом.

      23. Фонд рассматривает и согласовывает сводный реестр в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня его получения.

      24. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальный представитель консорциума после согласования фондом сводного реестра направляет ему акт оплаты.

      25. Фонд после получения акта оплаты рассматривает и подписывает в течение 5 (пяти) рабочих дней.

      26. Фонд осуществляет оплату субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума в течение 5 (пяти) календарных дней с даты подписания акта оплаты.

      27. Фонд оплачивает субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума стоимость лекарственных средств по предельной цене на международное непатентованное наименование, но не выше цены на торговое наименование.

      Пациент не производит доплату, если цена торгового наименования лекарственного средства и (или) медицинских изделий ниже предельной цены, установленной для соответствующего международного непатентованного наименования.

      28. Срок оплаты, предусмотренный пунктом 26 настоящих Правил, приостанавливается при несвоевременном перечислении фонду бюджетных средств.

      29. Основанием для расторжения договора сооплаты является нарушение и (или) соблюдение условий, предусмотренных пунктами 10, 11, 12, 22 и 24 настоящих Правил, а именно несвоевременное или ненадлежащее предоставление сводного реестра и акта оплаты, нарушение требований по подключению и эксплуатации ИСС, а также информационной безопасности.

      Расторжение договора осуществляется путем направления письменного уведомления субъектам в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальному представителю консорциума.

      Договор считается расторгнутым с момента получения указанного уведомления субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальным представителем консорциума.

  Приложение 1 к Правилам
осуществления сооплаты
  Форма

Сводный реестр обеспеченных рецептов субъектами в сфере обращения
лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом

      за период _______________№_______ от "___" _________ 20 ___ года
за период с "___" _______ 20 ___ года по "___" ________ 20 ___ год
по Договору оплаты стоимости фармацевтических услуг в рамках сооплаты
№ ____от "___" _________ 20 ___ года
Наименование и БИН поставщика (субъект в сфере обращения
лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальный
представитель консорциума, заключивший договор сооплаты
с НАО "Фонд социального медицинского страхования")
_______________________________________________________

№ п/п

Наименование субъекта в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, фактически обеспечившего рецепт

БИН субъект в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, фактически обеспечившего рецепт

Регион

Код МКБ-10

ИИН пациента

№ и дата обеспеченного рецепта

Международное непатентованное наименование обеспеченного лекарственного средства

1

2

3

4

5

6

7

8

      продолжение

Торговое наименование обеспеченного лекарственного средства (ТН)

Дозировка и Форма выпуска

Единица измерения

Предельная цена возмещения за единицу измерения, в тенге

Номер фискального чека

Номер (код) маркировки ЛС

Цена возмещение стоимости Фондом, в тенге

Цена оплаченная пациентом, в тенге (сумма сооплаты)

Общая сумма, в тенге

9

10

11

12

13

14

15

16

17=15+16

      Итого стоимость фармацевтической услуги в рамках сооплаты составила _____тенге.
Представлено:
Субъект в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или)
официальный представитель консорциума ____________________________
_________________________________________________________________
Согласовано:
НАО "Фонд социального медицинского страхования" __________________
_________________________________________________________________
*Торговое наименование указывается из государственного реестра
лекарственных средств и медицинских изделий

  Приложение 2 к Правилам
осуществления сооплаты
  Форма

Акт оплаты фармацевтических услуг субъектами в сфере обращения
лекарственных средств и медицинских изделий и (или) консорциумом

      №_______ от "___" _________ 20 ___ года
за период с "___" _______ 20 ___ года по "___" ________ 20 ___ год
по Договору оплаты стоимости фармацевтических услуг в рамках сооплаты
№ ____от "___" _________ 20 ___ года


п/п

Регион

Наименование поставщика (субъект в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий и (или) официальный представитель консорциума, заключивший договор сооплаты с НАО "Фонд социального медицинского страхования")

Предъявлено к оплате

Количество обеспеченных рецептов в рамках сооплаты

Сумма возмещения Фондом, в тенге

1

2

3

4

5

1





2


Итого сумма обеспеченных рецептов в рамках сооплаты, тенге


      Представлено:
Субъект в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий
и (или) официальный представитель консорциума
_______________________________________________
Согласовано:
НАО "Фонд социального медицинского страхования"
_______________________________________________