Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрінің 2025 жылғы 29 тамыздағы № 381 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2025 жылғы 29 тамызда № 36759 болып тіркелді

      "Азаматтық қорғау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 12 - бабы 1-тармағының 80) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің Төтенше жағдайларды жою департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен мыналарды:

      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуді;

      2) осы бұйрық ресми жарияланғаннан кейін оны Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Төтенше жағдайлар жөніндегі вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Төтенше жағдайлар министрі
Ч. Аринов

  Қазақстан Республикасының
Төтенше жағдайлар министрі
2025 жылғы 29 тамыздағы
  № 381
Бұйрығымен бекітілген

Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу қағидалары (бұдан әрі-Қағидалар) "Азаматтық қорғау туралы" Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес әзірленді және бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру мен өткізу тәртібін айқындайды.

      2. Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыруға және өткізуге дайындық төтенше жағдайлардың туындау қаупі немесе туындауы кезінде эвакуациялық іс-шараларды алдын ала анықтаудан тұрады.

      3. Осы Қағидаларда пайдаланылатын негізгі ұғымдар:

      1) қауіпсіз аймақ - төтенше жағдай аймағынан тыс орналасқан аумақ;

      2) төтенше жағдай аймағы-төтенше жағдай қалыптасқан аумақ;

      3) жаһандық немесе өңірлік ауқымдағы төтенше жағдайларды және олардың салдарларын жою жөніндегі республикалық жедел штаб-Қазақстан Республикасының Үкіметі жанындағы жаһандық немесе өңірлік ауқымдағы төтенше жағдайларды және олардың салдарын жою кезінде жалпы басшылықты жүзеге асыратын жұмыс органы;

      4) төтенше жағдайды жою басшысы - төтенше жағдайды жою жөніндегі жұмыстарға басшылық жасайтын, бас өкімші және жауапты адам;

      5) төтенше жағдайлардың алдын алу және оларды жою жөніндегі комиссиялар - Азаматтық қорғаудың мемлекеттік жүйесіндегі консультативтік-кеңесші органдар және азаматтық қорғау саласында бірыңғай мемлекеттік саясатты қалыптастыру және жүргізу жөнінде ұсыныстар әзірлеу мақсатында құрылады.

2-тарау. Эвакуациялық іс-шараларды ұйымдастыру

      4. Эвакуациялық іс - шаралар деп төтенше жағдайдың туындау қаупі бар аумақтан немесе төтенше жағдай аймағынан қауіпсіз аймаққа Қазақстан Республикасының азаматтарын, Қазақстан Республикасының аумағындағы шетелдік азаматтарды және азаматтығы жоқ адамдарды (бұдан әрі-халық), материалдық құралдарды көшіру жөніндегі іс-қимылдар түсініледі.

      5. Халықты эвакуациялауды жүргізу төтенше жағдай көзінің сипатымен (жер сілкінісі, су тасқыны, табиғи өрт, қар көшкіні, сел, радиоактивті ластану немесе жердің химиялық ластануы), төтенше жағдайдың туындауының кеңістіктік-уақыттық сипаттамасымен, әкетілетін (шығарылатын) халықтың саны мен қамтылуымен, жыл мезгілімен және эвакуациялық іс-шараларды жүргізудің жеделдігімен айқындалады.

      6. Эвакуациялық іс-шараларды өткізудің негізгі қағидаттары:

      1) халықты эвакуациялаудың бірінші кезектілігі;

      2)қауіпсіз аудандарда (орындарда) эвакуациялау маршруттарын, халықты орналастыру орындарын, материалдық құралдарды жоспарлау және дайындау;

      3) эвакуациялық іс-шараларды жүргізу кезінде және қауіпсіз аймақтарда төтенше жағдайлар аймақтарында қоғамдық тәртіпті қорғауды және халықтың мүлкін сақтауды қамтамасыз ету;

      4) төтенше жағдайдың туындау қаупі жойылғаннан немесе төтенше жағдай жойылғаннан кейін азаматтардың тұрақты тұратын жерлеріне, сондай-ақ материалдық құралдардың тұрақты сақталатын орындарға оралуын қамтамасыз ету;

      5) халықты авариялық-құтқару және шұғыл жұмыстардың барысы туралы хабардар ету.

      7. Эвакуациялық іс-шараларды өткізу ұйымдастырылады:

      1) өңірлік және жаһандық ауқымдағы төтенше жағдайлардың туындау немесе туындау қаупі төнген кезде-жаһандық немесе өңірлік ауқымдағы төтенше жағдайларды және олардың салдарын жою жөніндегі Республикалық жедел штаб;

      2) жергілікті ауқымдағы төтенше жағдайлардың туындау немесе туындау қаупі төнген кезде-тиісті әкімшілік-аумақтық бірліктің жергілікті атқарушы органдары;

      3) Объектілік ауқымдағы төтенше жағдайлардың туындау қаупі немесе туындауы кезінде – ұйымдар.

      8. Эвакуация жүргізу туралы шешім қабылдау үшін адамдардың өмірі мен денсаулығына қауіп төнуі негіз болып табылады.

      9. Авариялық-құтқару және кезек күттірмейтін жұмыстарды, оның ішінде эвакуациялық іс-шараларды жүргізуді, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайды жоюға тартылған күштер мен құралдарға басшылық жасауды, олардың өзара іс-қимылын ұйымдастыруды заңда белгіленген тәртіппен тағайындалған төтенше жағдайды жою басшысы жүзеге асырады.

      10. Халықты эвакуациялауды жүргізу туралы құлақтандыру азаматтық қорғауды хабарлау жүйесінің түпкілікті техникалық құралдары, СМС-тарату немесе хабарларды тарату технологиясын (push-хабарлама) пайдалана отырып, хабар тарату, ақпаратты қоғамдық және ведомстволық интернет-ресурстарда, әлеуметтік желілердегі ресми аккаунттарда орналастыру арқылы, теле және радио хабарларын тарату арқылы, сондай-ақ басқа да құлақтандыру және байланыс құралдары арқылы жүзеге асырылады.

      11. Халықты эвакуациялау өндірістік-аумақтық қағидат бойынша жоспарланады, ұйымдастырылады және жүзеге асырылады, ол төтенше жағдайлар аймақтарынан жұмысшыларды, қызметшілерді, студенттерді, білім беру ұйымдарының оқушыларын әкетуді (шығаруды), ұйымдар, мекемелер мен оқу орындары бойынша, өндірісте және қызмет көрсету саласында жұмыс істемейтін қалған халықты эвакуациялау - тұрғылықты жері бойынша жергілікті атқарушы органдар арқылы ұйымдастырылатынын болжайды.

      12. Ұйымдардағы эвакуациялық іс-шаралар төтенше жағдайлардың алдын алу және жою жөніндегі комиссияның және жергілікті атқарушы органымен құрылған эвакуациялық комиссияның жалпы басшылығымен дербес жүзеге асырылады.

      13. Өткізу уақыты мен мерзіміне байланысты халықты эвакуациялаудың мынадай нұсқалары бөлінеді: алдын ала және шұғыл.

      14. Төтенше жағдайлардың ықтимал (болжанатын) аймақтарынан халықты алдын ала эвакуациялау тиісті саладағы уәкілетті органдардан табиғи немесе техногендік сипаттағы төтенше жағдайдың туындау ықтималдығы туралы сенімді деректерді алған кезде дереу жүргізіледі.

      15. Шұғыл эвакуация төтенше жағдай туындаған кезде немесе адамдардың өмірі мен денсаулығына қауіп төнген немесе туындауы мүмкін халықтың тіршілігін қамтамасыз ету бұзылған жағдайда жүргізіледі.

      16. Төтенше жағдайдың дамуына және әкетілетін (шығарылатын) халықтың санына байланысты эвакуациялаудың мынадай нұсқалары көзделеді: жергілікті, жергілікті, өңірлік:

      1) Жергілікті эвакуациялау, егер төтенше жағдай көзінің зақымдаушы факторларының ықтимал әсер ету аймағы объектінің, ұйымның, жекелеген қалалық шағын аудандардың немесе ауылдық елді мекендердің шегімен шектелген жағдайда жүргізіледі, бұл ретте эвакуацияланатын халықтың саны қаралатын елді мекен санының жартысынан аспайды.

      Мұндай жағдайларда эвакуацияланатын халық төтенше жағдай аймағына іргелес елді мекендерде немесе қаланың зардап шекпеген аудандарында (төтенше жағдай көзіне әсер ететін факторлардың әсер ету аймақтарынан тыс) орналастырылады;

      2) төтенше жағдай аймағына қалалар, ірі қалалардың жекелеген аудандары, ауылдық аудандар түскен жағдайда жергілікті эвакуациялау жүргізіледі. Бұл ретте эвакуацияланатын халықтың саны қаралып отырған елді мекен мен ауылдық аудан санының жартысынан асады.

      Мұндай жағдайларда эвакуацияланатын халық қауіпсіз аймақтарда немесе елді мекендерде орналасады;

      3) Өңірлік эвакуациялау халықтың тығыздығы жоғары бір немесе бірнеше қалалардың, өңірлердің аумақтарын қамтитын Елеулі алаңдарға зақымдаушы факторлардың әсері тараған жағдайда жүзеге асырылады.

      Өңірлік эвакуация жүргізу кезінде төтенше жағдай аймағынан әкетілетін (шығарылатын) халық тұрақты тұратын жерінен едәуір қашықтыққа эвакуациялануы мүмкін.

      17. Эвакуациялау тәсілдері мен оны жүргізу мерзімдері төтенше жағдайдың түрі мен көлеміне, төтенше жағдай аймағында болған халықтың санына, жыл мезгіліне, көліктің болуына және жергілікті жағдайларға байланысты.

      18. Азаматтық қорғаныс бастығының шешімін (өкімін) шығару эвакуациялық іс-шараларды жүргізу үшін негіз болып табылады.

3-тарау. Халықты эвакуациялауды жоспарлау

      19. Бейбіт уақытта эвакуациялық іс-шараларды жоспарлаудың негізгі бастапқы деректері:

      1) төтенше жағдайлардың болжанатын аймақтарында тұратын халық саны;

      2) қауіпсіз аймақтарда тұратын халық саны;

      3) Төтенше жағдайлар кезінде туындауы мүмкін қатты қирау, су басу, жұқтыру және басқа да қауіптер аймақтары;

      4) эвакуацияланатын халықты орналастыруға тыйым салынған аудандар мен пункттер;

      5) эвакуацияланатын халықты орналастыру бойынша аудандар мен қалалардың мүмкіндіктері;

      6) эвакуацияланатын халықтың жеке көлігін ескере отырып, эвакуациялық тасымалдау үшін тартылатын көліктің мүмкіндігі;

      7) мүмкін жағдайды ескере отырып, көлік ағынын реттеу мүмкіндігі;

      8) жол желісі, оның жай-күйі және өткізу қабілеті;

      9) халықты эвакуациялау үшін әртүрлі маршруттардың болуы және оларды іс жүзінде пайдалану мүмкіндігі;

      10) азаматтық қорғау туралы құлақтандыру жүйесінің жарақтандырылуы және іске қосылуға дайындығы;

      11) халықты эвакуациялауды жүргізуге әсер ететін жергілікті жағдайлар мен маусымдық климаттық ерекшеліктер.

      20. Әзірленген эвакуациялық іс-шаралар, халықты әкетуге және оны жаяу әкетуге арналған есептер, қауіпсіз аймақта халықты қамтамасыз ету жөніндегі есептер, сондай-ақ мемлекеттік органдар мен ұйымдар арасындағы өзара іс-қимыл мәселелері аумақтық-өндірістік қағидат бойынша төтенше жағдайларды жою жөніндегі іс-қимыл жоспарларына енгізіледі.

4-тарау. Эвакуациялық органдар, олардың құрылымы мен міндеттері

      21. Орталық және жергілікті атқарушы органдарда, арнаулы мемлекеттік органдарды қоспағанда, Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдарда, азаматтық қорғаныс бойынша санаттарға жатқызылған ұйымдарда эвакуациялауды жоспарлауды және оны жүргізуді тікелей жүзеге асыру үшін:

      1) эвакуациялық комиссиялар;

      2) эвакуациялау қабылдау комиссиялары;

      3) құрама эвакуациялық пункттер (бұдан әрі – ҚЭП) ірі төтенше жағдайлар кезінде және халықтың биологиялық, химиялық немесе радиациялық ластануына байланысты төтенше жағдайлар кезінде жұмыс істейді;

      4) зардап шеккен халықты қабылдау пункттері (баспанасыз, санитариялық шығындарсыз, қайтарымсыз шығындарсыз қалған) (бұдан әрі - ЗШХҚП);

      5) эвакуациялау маршруттарындағы басқару топтары.

      22. Жергілікті атқарушы органдар эвакуациялық (эвакуациялық қабылдау) комиссиялардың құрамы мен ережесін әзірлейді және бекітеді.

      23. Эвакуациялық комиссиялардың төрағалары болып жергілікті атқарушы орган басшысының орынбасарларының бірі, ал эвакуациялық қабылдау комиссиялардың төрағалары болып жергілікті атқарушы органдар басшыларының орынбасарлары тағайындалады.

      Эвакуациялық комиссияның үлгі құрылымы осы Қағидаларға 1-қосымшада айқындалған.

      Эвакуациялық қабылдау комиссиясының үлгі құрылымы осы Қағидаларға 2-қосымшада айқындалған.

      24. Ұйым басшылары эвакуациялық комиссиялардың құрамы мен ережесін әзірлейді және бекітеді.

      25. Ұйымдардың эвакуациялық комиссиясын бірінші басшының орынбасары басқарады, оның құрамына негізгі қызметтер мен бөлімшелердің басшылары кіреді.

      26. ҚЭП құрылымы мен санын жергілікті атқарушы органдардың эвакуациялық (эвакуациялық қабылдау) комиссияларының төрағалары эвакуацияланатын (келетін) халықтың санын және оны қамтамасыз етуге байланысты іс-шаралардың көлемін ескере отырып бекітеді.

      Құрама эвакуациялық пункттің үлгі құрылымы осы Қағидаларға 3-қосымшада айқындалған.

      27. ҚЭП радиоактивті, химиялық, бактериологиялық (биологиялық) ластанудан деконтаминация жүргізуге мұқтаж эвакуацияланушыларды жинауға және тіркеуге арналған.

      28. Әрбір ҚЭП -ға реттік нөмір беріледі. Барлық ҚЭП міндетті түрде тиісті эвакуациялық комиссиялармен, жаяу эвакуациялау маршруттарының бастапқы пункттерімен, қону пункттерімен және эвакуацияланушыларды тасымалдауды жүзеге асыратын көлік органдарымен тікелей байланыспен қамтамасыз етіледі. Қажет болған жағдайда ҚЭП -да халыққа газқағар беру пункттері құрылады.

      29. ЗШХҚП төтенше жағдайлардың түріне байланысты төтенше жағдайлардың салдарын жою кезеңінде зардап шеккен халықты тікелей қоныстандыруды ұйымдастыруға арналған.

      30. ЗШХҚП тізбесін эвакуациялық (эвакуациялық қабылдау) комиссиялар айқындайды және тиісті әкімшілік-аумақтық бірліктер әкімдерінің шешімдерімен бекітіледі.

      31. ЗШХҚП-не орналастырылатын халықтың өмірі мен денсаулығына қатер төндірмейтін, төтенше жағдай аймағынан тыс мемлекеттік тиесілілік ғимараттары бөлінеді.

      32. ЗШХҚП халықтың ең төменгі тыныс-тіршілігін қамтамасыз ету нормаларымен, азық-түлікпен, коммуналдық-тұрмыстық жағдайлармен, "ана мен бала" бөлмесімен, психологиялық жеңілдену бөлмесімен және медициналық пунктпен қамтамасыз етілуі тиіс.

      33. Төтенше жағдайларды жою жөніндегі іс-қимыл жоспарларын әзірлеу кезінде ЗШХҚП саны мен қабылдаушы халықтың көлемі бойынша есептеуді азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органның аумақтық органдары жүзеге асырады.

      34. ЗШХҚП әкімшілігінің штатын, құрылымын, функционалдық міндеттері мен құрамын қабылдаушы халықтың санына қарай ЗШХҚП басшысы айқындайды.

      35. ЗШХҚП үлгі құрылымы осы Қағидалардың 4-қосымшасында айқындалған.

      36. ЗШХҚП өз қызметінде төтенше жағдайлардың алдын алу және жою жөніндегі комиссияға немесе эвакуациялық (эвакуациялық қабылдау) комиссияға бағынады және төтенше жағдайлардың туындау немесе туындау қаупі төнген кезде өрістетіледі.

5-тарау. Халықты эвакуациялауды жүргізу

      37. Халықты эвакуациялау туралы шешім қабылданғаннан кейін ҚЭП және ЗШХҚП басшысы зардап шеккен халықты қабылдау, тіркеу және орналастыру жөніндегі жұмысты дереу ұйымдастырады.

      38. Жергілікті атқарушы орган мүлікті ҚЭП және ЗШХҚП -ға жеткізуді қамтамасыз етеді.

      39. ҚЭП және ЗШХҚП төтенше жағдайлардың алдын алу және жою жөніндегі комиссия төрағасының ерекше өкіміне дейін белгіленген функциялардың орындалуын қамтамасыз етеді.

      40. Радиоактивті, химиялық, бактериологиялық (биологиялық) ластанудан іс-шараларды деконтаминациялауды жүргізу қажеттігі болмаған жағдайда, эвакуацияланатын халық ҚЭП -нің қатысуынсыз тікелей ЗШХҚП -ға жіберіледі.

      41. Халық көлікті пайдалана отырып, жаяу тәртіппен немесе халықтың қалған бөлігін қолда бар көлікпен бір мезгілде әкете отырып, адамдардың барынша көп санын шығаруды ұштастыруға негізделген аралас тәсілмен эвакуацияланады.

      42. Жеке көліктегі қауіпсіз аймақтарға халықты өз бетінше эвакуациялауға қалыптасқан жағдайға байланысты рұқсат етілуі немесе ұсынылуы мүмкін.

      43. Эвакуациялау кезінде ұйымдастырушылық пен тәртіпті қамтамасыз ету мақсатында маршруттардың бастықтары, жаяу жүру тәртібімен жүру кезінде - жаяу колонналардың бастықтары, теміржол көлігімен тасымалдау кезінде – эшелондардың бастықтары, ал автомобиль көлігімен тасымалдау кезінде - автомобиль колонналарының аға бастықтары тағайындалады.

      44. Маршруттар бастықтарына қоғамдық тәртіпті қорғауға күштер мен құралдар беріледі.

      45. Маршты жаяу ұйымдастыру үшін қозғалыс маршруттары белгіленеді. Әрбір елді мекен үшін маршруттардың саны жергілікті жағдайларға, жолдардың болуына, сондай-ақ эвакуацияланатын халықтың санына байланысты.

      46. Жаяу жүру маршруттарында жылыту, тамақтану және медициналық қамтамасыз ету пункттері айқындалады.

      Демалуға арналған орынның болуын және халықтың ең аз тыныс-тіршілігін қамтамасыз етуді ескере отырып, мүмкіндігінше тоқтау аудандарын таңдау қажет.

      47. Эвакуацияланған халық жағдайға байланысты ерекше өкімге дейін қауіпсіз аймақтарда орналастырылады.

      48. Ұйымдардың қызметкерлеріне қатысты эвакуациялық іс-шараларды өткізу туралы шешім қабылдау кезінде:

      1) ұйымдардың объектілеріндегі қызметкерлер мен азаматтарды эвакуациялық іс-шараларды өткізу, эвакуациялық іс-шараларды өткізу маршруттары мен тәсілдері туралы хабардар етуді жүзеге асырады;

      2) ұйымдар объектілеріндегі жұмыскерлер мен азаматтарды шығаруды (тасымалдауды), сондай-ақ қажет болған кезде материалдық құралдарды төтенше жағдай көзінің зақымдаушы факторларының әсерінен тыс әкетуді (шығару) ұйымдастырады.

      49. Шұғыл шешімді талап ететін жағдайларда төтенше жағдайлардың туындау немесе туындау қаупі төнген кезде эвакуациялық іс-шаралар тиісті комиссиялар (ұйымдар басшылары) айқындаған лауазымды адамдардың шешімі бойынша тиісті комиссияның отырысында (ұйым басшысы) кейіннен шешім қабылдай отырып жүргізілуі мүмкін.

      50. Төтенше жағдай аймағынан халықты әкету (шығару) жөніндегі эвакуациялық іс-шараларды жүргізу мерзімдері жол-көлік мүмкіндіктерімен айқындалады.

      51. Халықты эвакуациялауды жүргізуге арналған шешім болжамды жағдай, метеорологиялық болжамдар, математикалық модельдеу, тиісті уәкілетті органның сараптамалық бағалауы негізінде қабылданады.

      52. Эвакуацияланатын халықты көлікпен қамтамасыз ету және уақытша орналастыру алдын ала пысықталған жоспарлар бойынша жүзеге асырылады.

      53. Халықты эвакуациялау халықтың тыныс-тіршілігі бұзылған немесе төтенше жағдайдың туындауы салдарынан тіршілікті қамтамасыз ету объектілері қираған кезде жүргізілуі мүмкін.

5-тарау. Халықты эвакуациялауды қамтамасыз ету

      54. Эвакуациялауды ұйымдастыруға жағдай жасау мақсатында қамтамасыз етудің мынадай түрлері бойынша іс-шаралар жоспарланады және жүзеге асырылады: көліктік, медициналық, қоғамдық тәртіпті қорғау және жол жүрісі қауіпсіздігін қамтамасыз ету, инженерлік, материалдық-техникалық, байланыс және құлақтандыру.

      55. Халықты эвакуациялауды қамтамасыз ету жөніндегі практикалық іс-шараларды азаматтық қорғау қызметтері мекемелер мен ұйымдар тартатын азаматтық қорғау күштерімен тығыз өзара іс-қимыл жасай отырып жүзеге асырады.

      56. Техногендік авариялар мен дүлей зілзалалар аймақтарынан халықты эвакуациялауды көліктік қамтамасыз ету-бұл эвакуациялық тасымалдарды орындауға арналған көлік құралдарын дайындауды, бөлуді және пайдалануды қамтитын іс-шаралар кешені. Халықты эвакуациялауды жүргізу көлік құралдары паркінің болуын, оларды эвакуациялық іс-шараларды (оның ішінде жеке пайдаланудағы көлікті) жүзеге асыруға тарту мүмкіндігін, көлік коммуникацияларын барынша пайдалануды талап етеді.

      57. Автомобиль колонналары жалпыға ортақ пайдаланылатын автокөлік кәсіпорындары және экономиканың басқа да салалары объектілерінің автокөліктері негізінде қалыптастырылады.

      58. Халықты эвакуациялауды медициналық қамтамасыз ету эвакуацияланатын халықтың денсаулығын қорғауға бағытталған емдік, санитариялық-гигиеналық және эпидемияға қарсы іс-шараларды жүргізуді, эвакуация барысында ауырған және жарақат алған адамдарға уақтылы медициналық көмек көрсетуді, сондай-ақ жаппай жұқпалы аурулардың пайда болуы мен таралуының алдын алуды қамтиды.

      59. Эвакуацияны жүргізу кезінде медициналық қамтамасыз етудің мынадай іс-шаралары жүзеге асырылады:

      1) эвакуацияланатын халыққа медициналық көмек көрсету үшін медициналық пункттерді, оның ішінде жүру жолында өрістету, медициналық персоналдың тәулік бойы кезекшілігін ұйымдастыру;

      2) медициналық мекемелерді, медициналық персоналды (олардың отбасы мүшелерін) және медициналық мүлікті эвакуациялау, эвакуацияланатын халықтың уақытша болатын және тұрақты орналасқан жерлерінің санитариялық жай-күйін бақылау;

      3) эпидемиялық жағдайды үздіксіз бақылау, инфекциялық науқастарды анықтау және эпидемияға қарсы іс-шараларды орындау;

      4) эвакуацияланатын халықты медициналық мүлікпен қамтамасыз етуге тартылатын медициналық пункттерді, емдеу-профилактикалық, санитариялық-эпидемиологиялық мекемелерді және денсаулық сақтау құралымдарын жабдықтау.

      60. Қоғамдық тәртіпті сақтау және жол қозғалысы қауіпсіздігін қамтамасыз ету мынадай іс-шараларды қамтиды:

      1) эвакуациялық, құтқару және кезек күттірмейтін іс-шараларды жүргізумен айналыспайтын азаматтардың көлігі мен өтуінің жолын кесуді көздейтін өткізу режимін (автомагистральдар мен жаяу жүргіншілер жолдарын бұғаттау) жүзеге асыру;

      2) эвакуациялауға арналған көлік құралдарының техникалық жай-күйіне іріктеп бақылау жүргізу; қоғамдық тәртіпті сақтау және эвакуациялау объектілерінде, эвакуациялау маршруттарында, елді мекендерде және эвакуацияланған халықты орналастыру орындарында қауіпсіздікті қамтамасыз ету, осы кезеңге белгіленген тәртіппен объектілерді күзету; эвакуациялаудың қала ішіндегі және қала сыртындағы маршруттарындағы жол қозғалысын реттеу;

      3) эвакуацияланған халқы бар автоколонналарды алып жүру;

      4)автомобиль жолдары бойынша тасымалдардың белгіленген кезектілігін және төтенше жағдай аймақтарына жіберу режимін қамтамасыз ету.

      61. Инженерлік қамтамасыз етудің мақсаты эвакуацияланатын халықты жинау орындарында, эвакуациялау маршруттарында және орналастыру аудандарында инженерлік инфрақұрылым объектілерін жайластыру жолымен төтенше жағдай аймақтарынан халықты эвакуациялау үшін қажетті жағдайлар жасау болып табылады. Инженерлік қамтамасыз ету міндеттерінің сипаты мен көлемі жағдайдың жағдайына, эвакуацияның түрі мен ауқымына, күштер мен құралдардың болуына байланысты.

      62. Қозғалыс маршруттарында айналма жолдарды, жолдардың қираған немесе өтпейтін учаскелерін жабдықтау жөніндегі инженерлік іс-шаралар, сондай-ақ көшіп-қонатын халқы бар автоколонналардың ауылдық жолдар бойынша орналастыру ауданына қозғалысы кезінде су бөгеттері арқылы өтетін өткелдерді жабдықтау және күтіп-ұстау, қыста эвакуациялау кезінде жолдарды қардан тазарту орындалуы мүмкін.

      63. Эвакуацияланатын халықты орналастыру аудандарының инженерлік жабдықтарына қоғамдық ғимараттардың, құрылыстардың жабдығы және эвакуацияланушыларды орналастыру үшін уақытша құрылыстардың құрылғысы, уақытша сауда нүктелеріне, медициналық пункттерге, далалық наубайханаларға, сумен жабдықтау пункттеріне, моншаларға және басқа да тұрмыстық объектілерге арналған құрылыстардың жабдығы кіреді.

6-тарау. Материалдық құралдарды, ауыл шаруашылығы жануарларын эвакуациялауды ұйымдастыру тәртібі

      64. Қауіпсіз аймаққа эвакуациялауға жататын материалдық құралдарды әкетуді ұйымдастыру тәртібін аумақтық-өндірістік қағидат бойынша эвакуациялық комиссиялар айқындайды.

      65. Қауіпсіз аймақта эвакуацияланатын халықты жабдықтауға арналған азық-түлік, дәрі-дәрмектер, банк құндылықтары (бағалы қағаздар, банк активтері, өлшеу эталондары, ұлттық және шетел валюталары, алтын-валюта резервтері, асыл тастар мен металдар қорлары), архив материалдары, құпия құжаттар, бірегей және өнеркәсіптік жабдықтар эвакуациялауға жатады.

      66. Материалдық құралдарды эвакуациялау қоғамдық тәртіпті сақтау қызметінің міндетті қатысуымен жүргізіледі.

      67. Материалдық құралдарды әкету халықты эвакуациялаумен бір мезгілде жүзеге асырылуы мүмкін.

      68. Ауыл шаруашылығы жануарларын эвакуациялау үшін оларды уақытша ұстау (орналастыру) орындары және оларға баратын жолдар алдын ала айқындалады.

      69. Меншік иелері эвакуацияның барлық кезеңінде ауыл шаруашылығы жануарларын азықпен қамтамасыз етеді.

  Бейбіт уақытта эвакуациялық
іс-шараларды ұйымдастыру
және өткізу ережесінің
1-қосымшасы

Эвакуациялық комиссияның үлгі құрылымы

     


      Ескерту:

      Қажет болған жағдайда, эвакуацияланатын халықтың санын және оны қамтамасыз етуге байланысты іс-шаралар көлемін ескере отырып, эвакуациялық комиссия әкімшілігінің құрылымына тиісті өзгерістер енгізіледі.

  Бейбіт уақытта эвакуациялық
іс-шараларды ұйымдастыру
және өткізу ережесінің
2-қосымшасы

Эвакуациялық қабылдау комиссиясының үлгі құрылымы

     


      Ескерту:

      Қажет болған жағдайда, келетін халықтың санын және оны қамтамасыз етуге байланысты іс-шаралар көлемін ескере отырып, эвакуациялық қабылдау комиссиясы әкімшілігінің құрылымына тиісті өзгерістер енгізіледі.

  Бейбіт уақытта эвакуациялық
іс-шараларды ұйымдастыру
және өткізу ережесінің
3-қосымшасы

Құрама эвакуациялық пункттің үлгі құрылымы

     


      Ескерту:

      Қажет болған жағдайда, келетін халықтың санын және оны қамтамасыз етуге байланысты іс-шаралар көлемін ескере отырып, құрама эвакуациялық пункт әкімшілігінің үлгі құрылымына тиісті өзгерістер енгізіледі.

  Бейбіт уақытта эвакуациялық
іс-шараларды ұйымдастыру
және өткізу ережесінің
4-қосымшасы

Зардап шеккен халықты қабылдау пунктінің үлгі құрылымы

     


      Ескерту:

      Қажет болған жағдайда, зардап шеккен халықтың санын және оны қамтамасыз етуге байланысты іс-шаралар көлемін ескере отырып, зардап шеккен халықты қабылдау пункті әкімшілігінің үлгі құрылымына тиісті өзгерістер енгізіледі.

Об утверждении Правил организации и проведения эвакуационных мероприятий в мирное время

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 августа 2025 года № 381. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2025 года № 36759

      В соответствии с подпунктом 80) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения эвакуационных мероприятий в мирное время.

      2. Департаменту ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр по чрезвычайным
ситуациям Республики Казахстан
Ч. Аринов

  Утвержден приказом
Министра по
чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 29 августа 2025 года № 381

Правила организации и проведения эвакуационных мероприятий в мирное время

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения эвакуационных мероприятий в мирное время (далее-Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О гражданской защите" и определяют порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий в мирное время.

      2. Подготовка к организации и проведению эвакуационных мероприятий в мирное время заключается в заблаговременном определении эвакуационных мероприятий, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

      3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) безопасная зона – территория, расположенная за пределами зоны чрезвычайной ситуации;

      2) зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

      3) Республиканский оперативный штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального или регионального масштаба и их последствий – рабочий орган при Правительстве Республики Казахстан, осуществляющий общее руководство при ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального или регионального масштаба и их последствий;

      4) руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации – главное распорядительное и ответственное лицо, руководящее работами по ликвидации чрезвычайной ситуации;

      5) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – консультативно-совещательные органы в государственной системе гражданской защиты, которые создаются в целях выработки предложений по формированию и проведению единой государственной политики в сфере гражданской защиты.

Глава 2. Организация эвакуационных мероприятий

      4. Под эвакуационными мероприятиями понимаются действия по перемещению граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Казахстан (далее-население), материальных средств с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или из зоны чрезвычайной ситуации в безопасную зону.

      5. Проведение эвакуации населения определяются характером источника чрезвычайной ситуации (землетрясение, наводнение, природный пожар, снежная лавина, сель, радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности), пространственно-временными характеристиками возникновения чрезвычайной ситуации, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем года и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.

      6. Основными принципами проведения эвакуационных мероприятий являются:

      1) первоочередность эвакуации населения;

      2) планирование и подготовка маршрутов эвакуации, мест размещения населения, материальных средств в безопасных районах (местах);

      3) обеспечение охраны общественного порядка и сохранение имущества населения в зонах чрезвычайных ситуаций при проведении эвакуационных мероприятий и в безопасных зонах;

      4) обеспечение возвращения граждан в места постоянного проживания, а также материальных средств в места постоянного хранения после устранения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации или ликвидации чрезвычайной ситуации;

      5) информирование населения о ходе аварийно-спасательных и неотложных работ.

      7. Проведение эвакуационных мероприятий организуется:

      1) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и глобального масштаба – Республиканским оперативным штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального или регионального масштаба и их последствий;

      2) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций местного масштаба – местными исполнительными органами соответствующей административно-территориальной единицы;

      3) при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций объектового масштаба – организациями.

      8. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей.

      9. Проведение аварийно-спасательных и неотложных работ, в том числе эвакуационных мероприятий, руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенный в установленном законном порядке.

      10. Оповещение населения о проведении эвакуации осуществляется посредством оконечных технических средств системы оповещения гражданской защиты, СМС-рассылки или с использованием технологии широковещательной передачи сообщений (push-уведомления), размещения информации на публичных и ведомственном интернет-ресурсах, официальных аккаунтах в социальных сетях, путем перехвата теле и радио вещания, а также по иным средствам оповещения и связи.

      11. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон чрезвычайных ситуаций рабочих, служащих, студентов, учащихся организаций образования, организуется по организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через местные исполнительные органы.

      12. Эвакуационные мероприятия в организациях осуществляются самостоятельно под общим руководством комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуационной комиссии созданной в местном исполнительном органе.

      13. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная и экстренная.

      14. Заблаговременная эвакуация населения из возможных (прогнозируемых) зон чрезвычайных ситуаций проводится незамедлительно при получении от уполномоченных органов в соответствующей сфере достоверных данных о высокой вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

      15. Экстренная эвакуация проводится при возникновении чрезвычайной ситуации или в случае нарушения жизнеобеспечения населения, при котором возникла или может возникнуть угроза жизни и здоровью людей.

      16. В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности вывозимого (выводимого) населения предусматриваются следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная:

      1) локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации ограничена пределами объекта, организации, отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает половины численности рассматриваемого населенного пункта.

      В таких случаях эвакуируемое население размещается в примыкающих к зоне чрезвычайной ситуации населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации);

      2) местная эвакуация проводится в том случае, если в зону чрезвычайной ситуации попадают города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения превышает половину численности рассматриваемого населенного пункта и сельского района.

      В таких случаях эвакуируемое население размещается в безопасных зонах или населенных пунктах;

      3) региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких городов, регионов с высокой плотностью населения.

      При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны чрезвычайной ситуации население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

      17. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от вида и масштабов чрезвычайной ситуации, численности оказавшегося населения в зоне чрезвычайной ситуации, времени года, наличия транспорта и местных условий.

      18. Основанием для проведения эвакуационных мероприятий является издание решение (распоряжение) начальника гражданской обороны.

Глава 3. Планирование эвакуации населения

      19. Основными исходными данными для планирования эвакуационных мероприятий в мирное время являются:

      1) численность населения проживающих в предполагаемых зонах чрезвычайных ситуаций;

      2) численность населения проживающих в безопасных зонах;

      3) зоны возможных сильных разрушений, затоплений, заражений и других опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях;

      4) районы и пункты, в которых запрещено размещение эвакуируемого населения;

      5) возможности районов и городов по размещению эвакуируемого населения;

      6) возможность транспорта, привлекаемого для эвакуационных перевозок, с учетом личного транспорта эвакуируемого населения;

      7) возможность регулирования потока транспорта с учетом возможной обстановки;

      8) дорожная сеть, ее состояние и пропускная способность;

      9) наличие и возможности практического использования различных маршрутов для эвакуации населения;

      10) оснащенность и готовность к задействованию системы оповещения гражданской защиты;

      11) местные условия и сезонные климатические особенности, влияющие на проведение эвакуации населения.

      20. Выработанные эвакуационные мероприятия, расчеты на вывоз населения и вывод его пешим порядком, расчеты по обеспечению населения в безопасной зоне, а также вопросы взаимодействия между государственными органами и организациями включаются в Планы действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций по территориально-производственному принципу.

Глава 4. Эвакуационные органы, их структура и задачи

      21. Для непосредственного осуществления планирования и проведения эвакуации в центральных и местных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, за исключением специальных государственных органов, организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне:

      1) эвакуационные комиссии;

      2) эвакоприемные комиссии;

      3) сборные эвакуационные пункты (далее – СЭП), функционируют при крупных чрезвычайных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях, связанных с биологическим, химическим или радиационным заражением населения;

      4) пункты приема пострадавшего населения (оставшегося без крова, санитарных потерь, безвозвратных потерь) (далее - ПППН);

      5) группы управления на маршрутах эвакуации.

      22. Местные исполнительные органы разрабатывают и утверждают состав и положение эвакуационной (эвакоприемной) комиссий.

      23. Председателями эвакуационных комиссий назначается один из заместителей руководителя местного исполнительного органа, а председателями эвакоприемных комиссий - заместители руководителей местных исполнительных органов.

      Типовая структура эвакуационной комиссии определена в приложении 1 к настоящим Правилам.

      Типовая структура эвакоприемной комиссии определена в приложении 2 к настоящим Правилам.

      24. Руководители организаций разрабатывают и утверждают состав и положение эвакуационной комиссий.

      25. Возглавляет эвакуационную комиссию организаций заместитель первого руководителя, в еҰ состав входят руководители основных служб и подразделений.

      26. Структура и численность СЭП утверждается председателями эвакуационных (эвакоприемных) комиссий местных исполнительных органов, с учетом количества эвакуируемого (прибывающего) населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением.

      Типовая структура сборного эвакуационного пункта определена в приложении 3 к настоящим Правилам.

      27. СЭП предназначены для сбора и регистрации эвакуируемых нуждающихся в проведении деконтаминации от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения.

      28. Каждому СЭП присваивается порядковый номер. Все СЭП в обязательном порядке обеспечиваются прямой связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, с пунктами посадки и транспортными органами, осуществляющими перевозку эвакуируемых. При необходимости на СЭП создаются пункты выдачи противогазов населению.

      29. ПППН предназначены для организации непосредственного расселения пострадавшего населения на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зависимости от типа чрезвычайных ситуаций.

      30. Перечень ПППН определяются эвакуационными (эвакоприемными) комиссиями и утверждаются решениями акимов соответствующих административно-территориальных единиц.

      31. Под ПППН отводятся здания государственной принадлежности, не представляющие угрозу жизни и здоровью размещаемого населения за пределами зоны чрезвычайной ситуации.

      32. ПППН должен быть обеспечен нормами минимального жизнеобеспечения населения, продуктами питания, коммунально-бытовыми условиями, комнатой "матери и ребенка", комнатой психологической разгрузки и медицинским пунктом.

      33. Расчет по количеству ПППН и объему принимающего населения осуществляется территориальными органами уполномоченного органа в сфере гражданской защиты при разработке планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      34. Штат, структура, функциональные обязанности и состав администрации ПППН определяется руководителем ПППН в зависимости от количества принимающего населения.

      35. Типовая структура ПППН определена в приложении 4 к настоящим Правилам.

      36. ПППН подчиняются в своей деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуационной (эвакоприемной) комиссии и развертывается при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Глава 5. Проведение эвакуации населения

      37. После принятия решения о проведении эвакуации населения руководитель СЭП и ПППН незамедлительно организует работу по приему, регистрации и размещению пострадавшего населения.

      38. Местным исполнительным органом обеспечивается доставка имущества в СЭП и ПППН.

      39. СЭП и ПППН обеспечивает выполнение установленных функций до особого распоряжения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      40. В случае отсутствия необходимости в проведении деконтаминации мероприятий от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эвакуируемое население направляется непосредственно в ПППН без задействования СЭП.

      41. Население эвакуируется с использованием транспорта, в пешем порядке или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом.

      42. Самостоятельная эвакуация населения в безопасные зоны на личном транспорте может быть разрешена или рекомендована в зависимости от складывающейся ситуации.

      43. В целях обеспечения организованности и порядка при эвакуации назначаются начальники маршрутов, при движении в пешем порядке - начальники пеших колонн, при перевозке на железнодорожном транспорте – начальники эшелонов, а при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.

      44. Начальникам маршрутов придаются силы и средства охраны общественного порядка.

      45. Для организации марша пешем порядком намечаются маршруты движения. Количество маршрутов для каждого населенного пункта зависит от местных условий, наличия дорог, а также от количества эвакуируемого населения.

      46. На маршрутах пешего движения определяются пункты обогрева, питания и медицинского обеспечения.

      Районы привалов необходимо выбирать по возможности с учетом наличия места для отдыха и минимального жизнеобеспечения населения.

      47. Эвакуированное население размещается в безопасных зонах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

      48. При принятии решения о проведении эвакуационных мероприятий в отношении работников организаций:

      1) осуществляют оповещение работников и граждан, находящихся на объектах организаций, о проведении эвакуационных мероприятий, маршрутах и способах проведения эвакуационных мероприятий;

      2) организуют вывод (перевозку) работников и граждан, находящихся на объектах организаций, а также при необходимости вынос (вывоз) материальных средств за пределы воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

      49. В случаях, требующих незамедлительного решения, эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций могут проводиться по решению должностных лиц, определенных соответствующими комиссиями (руководителями организаций), с последующим принятием решения на заседании соответствующей комиссии (руководителем организации).

      50. Сроки проведения эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны чрезвычайной ситуации определяются дорожно-транспортными возможностями.

      51. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой обстановки, метеорологических прогнозов, математического моделирования, экспертных оценок соответствующего уполномоченного органа.

      52. Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого населения осуществляется по заранее отработанным планам.

      53. Эвакуация населения может проводится при нарушении жизнедеятельности населения или разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения чрезвычайной ситуации.

Глава 5. Обеспечение эвакуации населения

      54. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещению.

      55. Практические мероприятия по обеспечению эвакуации населения осуществляется службами гражданской защиты в тесном взаимодействии с силами гражданской защиты, привлекаемыми учреждениями и организации.

      56. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок. Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.

      57. Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

      58. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

      59. При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия медицинского обеспечения:

      1) развертывание медицинских пунктов, в том числе в пути следования, организация круглосуточного дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;

      2) эвакуация медицинских учреждений, медицинского персонала (членов их семей) и медицинского имущества, контроль за санитарным состоянием мест временного пребывания и постоянного размещения эвакуируемого населения;

      3) непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение противоэпидемических мероприятий;

      4) снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.

      60. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:

      1) осуществление пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и неотложных мероприятий;

      2) проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах, маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, охрана объектов в установленном порядке на этот период, регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

      3) сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;

      4) обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в зоны чрезвычайной ситуации.

      61. Целью инженерного обеспечения является создание необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайной ситуации путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвакуируемого населения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения. Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации, наличия сил и средств.

      62. На маршрутах движения могут выполняться инженерные мероприятия по оборудованию объездов, разрушенных или непроходимых участков дорог, а также оборудование и содержание переправ через водные преграды при движении автоколонн с эвакуируемым населением в район размещения по проселочным дорогам, очистка дорог от снега при эвакуации зимой.

      63. Инженерное оборудование районов размещения эвакуируемого населения включает оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых, оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, пунктов водоснабжения, бань и других объектов быта.

Глава 6. Порядок организации эвакуации материальных средств, сельскохозяйственных животных

      64. Порядок организации вывоза материальных средств, подлежащих эвакуации в безопасную зону определяются эвакуационными комиссиями по территориально-производственному принципу.

      65. Эвакуации подлежат продовольствие, медикаменты для снабжения эвакуируемого населения в безопасной зоне, банковские ценности (ценные бумаги, банковские активы, эталоны измерения, национальная и иностранная валюты, золотовалютные резервы, запасы драгоценных камней и металлов), архивные материалы, секретные документы, уникальное и промышленное оборудование.

      66. Эвакуация материальных средств проводится с обязательным участием службы охраны общественного порядка.

      67. Вывоз материальных средств может осуществляться одновременно с эвакуацией населения.

      68. Для эвакуации сельскохозяйственных животных заблаговременно определяются места их временного содержания (размещения) и пути следования к ним.

      69. Собственники обеспечивают сельскохозяйственных животных кормами на весь период эвакуации.

  Приложение 1
к Правилам организации и
проведения эвакуационных
мероприятий в мирное время

Типовая структура эвакуационной комиссии

     


      Примечание:

      При необходимости, с учетом количества эвакуируемого населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением в структуру администрации эвакуационной комиссии, вносятся соответствующие изменения.

  Приложение 2
к Правилам организации и
проведения эвакуационных
мероприятий в мирное время

Типовая структура эвакоприемной комиссии

     



      Примечание:

      При необходимости, с учетом количества прибывающего населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением в структуру администрации эвакоприемной комиссии, вносятся соответствующие изменения.

  Приложение 3
к Правилам организации и
проведения эвакуационных
мероприятий в мирное время

Типовая структура сборного эвакуационного пункта

     



      Примечание:

      При необходимости, с учетом количества прибывающего населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением в типовую структуру администрации сборного эвакуационного пункта, вносятся соответствующие изменения.

  Приложение 4
к Правилам организации и
проведения эвакуационных
мероприятий в мирное время

Типовая структура пункта приема пострадавшего населения

     



      Примечание:

      При необходимости, с учетом количества пострадавшего населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением в типовую структуру администрации пункта приема пострадавшего населения, вносятся соответствующие изменения.