"Ішкі аудит қызметтері туралы үлгілік ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2015 жылғы 30 қарашадағы № 599 бұйрығына өзгерістер енгізу туралы"

Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2025 жылғы 8 қазандағы № 584 бұйрығы

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Ішкі аудит қызметтері туралы үлгілік ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2015 жылғы 30 қарашадағы № 599 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12544 болып тіркелген) мынадай өзгерістер енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Ішкі аудит қызметтері туралы үлгілік ережесі:

      10-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "10. Мемлекеттік органның басшысына мемлекеттік органның, облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың даму жоспарының мақсаттары мен міндеттеріне қол жеткізу үшін жәрдемдесу, мемлекеттік органның басшысына мемлекеттік органды тиімді басқаруды және бюджет қаражатын, мемлекеттің активтерін және тәуекелдерді басқару жүйесіне негізделген квазимемлекеттік сектордың субъектілерін басқару және пайдалану тиімділігін арттыруды қамтамасыз етуге арналған тәуелсіз және объективті ақпаратты ұсыну ІАҚ негізгі мақсаты болып табылады.";

      11-тармағының 1) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын:

      "1) мемлекеттік органның стратегиялық құжаттарының, облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың даму жоспарларының мақсаттары мен міндеттеріне қол жеткізілуін талдау;";

      12-тармағында:

      3) тармақшасына өзгертулер орыс тілінде енгізіледі, қазақ тілінде мәтін өзгеріссіз қалады;

      6) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын:

      "6) мемлекеттік органның, облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың даму жоспарларының мақсаттары мен міндеттеріне қол жеткізуін бюджеттік шығыстармен өзара байланыста, оның ішінде дамуға арналған нысаналы трансферттерді іске асыруды қоса алғанда, бюджеттік инвестициялар шеңберінде талдайды;";

      14-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "14. ІАҚ міндеттері:

      1) мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау стандарттарына қатаң сәйкестікте мемлекеттік аудитті және қаржылық бақылауды жүргізеді;

      2) ІАҚ-ның жылдық жұмыс жоспарын әзірлейді, орталық мемлекеттік органның, орталық мемлекеттік органның ведомствосының, жергілікті атқарушы органның, Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің ведомстволық бағынысты аумақтық органдарының бірінші басшысына бекітуге ұсынады және орындалуын қамтамасыз етеді;

      3) тәуекелдерді басқару жүйесі негізінде орталық мемлекеттік органның, орталық мемлекеттік органның ведомствосының, жергілікті атқарушы органның, Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің ведомстволық бағынысты аумақтық органдарының бірінші басшы бекітетін тиісті жылға мемлекеттік аудит объектілерінің тізбесін қалыптастырады;

      4) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мемлекеттік құпияларды қамтитын мәліметтерді және (немесе) Қазақстан Республикасының Үкіметі белгілеген шектеулі таратылатын қызметті ақпаратты қамтитын мәліметтерді қоспағанда, мемлекеттік органның интернет-ресурсында оларды бекіткен күннен бастап бес жұмыс күннің ішінде тиісті жылға бекітілген мемлекеттік аудит тізбесін және оларға енгізілген өзгерістерді орналастырады;

      5) қайталануды болдырмау мақсатында мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдарымен тиісті жылға мемлекеттік аудит объектілерінің тізбесін және оған өзгерістермен келіседі;

      6) мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдары ұсынымдарының орындалуын бақылайды, оларды қабылданған шаралар туралы хабарлайды;

      7) мемлекеттік аудит объектілері лауазымды тұлғаларының мемлекеттік аудитті жүргізу кезінде сұратылған құжаттар мен материалдарды ұсынбау немесе уақытылы ұсынбау фактілері бойынша актілер жасайды;

      8) Қазақстан Республикасының заңнамасын, құқықтарын және мемлекеттік аудит объектілерінің заңды мүддесін сақтайды;

      9) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген мерзімде мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау материалдарын бірыңғай деректер қорына орналастырады;

      10) мемлекеттік аудит объектілері лауазымды тұлғаларының іс-әрекеттерінде қылмыстық немесе әкімшілік құқық бұзушылықтар белгілерін анықтаған жағдайда құқық қорғау органдарына немесе әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы істерді қозғауға және (немесе) қарауға уәкілетті органдарға тиісті аудиторлық дәлелдермен қоса материалдар береді;

      11) мемлекеттік аудит объектісінің белгіленген режиміне кедергі жасамайды;

      12) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес бұзушылықтардың алдын алу, оларды анықтау және олардың жолын кесу бойынша берілген өкілеттіктерді уақтылы және толық көлемде орындайды;

      13) қызметтік және кәсібі этика талаптарын сақтайды;

      14) мемлекеттік аудит объектісінің басшысына (лауазымды тұлғаларына) мемлекеттік аудитті және қаржылық бақылауды жүргізу кезінде қатысуға кедергі жасамайды, мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау мәніне қатысты мәселелер бойынша түсініктемелер береді;

      15) мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау нәтижесінде алынған құжаттар мен мәліметтердің сақталуын қамтамасыз етеді, соның ішінде мемлекеттік құпияларға, қызметтік, коммерциялық және заңмен қорғалатын өзге құпияға жататын мәліметтерді жарияламайды;

      16) орталық мемлекеттік органның, орталық мемлекеттік органдары ведомстволарының бірінші басшысына, облыс, республикалық маңызы бар қала, астана әкіміне мүдделер қақтығысына ықпал ететін жағдайлар туралы хабарлайды;

      17) мемлекеттік аудит барысында алынған және жиналған ақпараттың және іс жүзіндегі фактілердің негізінде ғана мемлекеттік аудит нәтижелерін негіздейді;

      18) орталық мемлекеттік органның, орталық мемлекеттік органның ведомствосының, жергілікті атқарушы органның бірінші басшысы басшылық ететін Мемлекеттік аудит және тәуекелдер жөніндегі кеңеспен өзара іс-қимыл жасайды, оның ұсынымдарының іске асырылуын қамтамасыз етеді;

      19) бюджет процесінің барлық кезеңінде Қазақстан Республикасы бюджет заңнамасының талаптарын сақтау мақсатында консультациялық көмекті жүзеге асырады;

      20) Қазақстан Республикасы бюджет заңнамасы талаптарының бұзылуы анықталған жағдайда бұзушылықтарды жою және Қазақстан Республикасының бюджет заңнамасына сәйкес келтіру үшін консультациялық көмекті жүзеге асырады;

      21) өкілді органдарда республикалық немесе жергілікті бюджеттің жобасын және оның атқарылуы туралы жылдық есепті талқылау үшін қабылданған шаралар туралы ақпарат дайындайды;

      22) Қазақстан Республикасының заңнамалық актілерінде көзделген өзге де міндеттер.".

      2. Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің Бухгалтерлік есеп, аудит және бағалау әдіснамасы департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықтың көшірмелерін қазақ және орыс тілінде "Қазақстан Республикасы заңнама және құқықтық ақпарат институты" Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнына ресми жариялау үшін және Қазақстан Республикасы Нормативтік құқықтық актілерінің эталондық бақылау банкіне енгізу үшін жіберілуін;

      2) осы бұйрықты ресми жарияланғаннан кейін Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің интернет-ресурсында орналастырылуын қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Қаржы вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық бірінші ресми жариялану күнінен кейін он күнтізбелік күннен кейін қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Қаржы министрі
М. Такиев

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Жоғары аудиторлық палатасы

О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 599 "Об утверждении типового положения о службах внутреннего аудита"

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 октября 2025 года № 584

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра финансов Республики от 30 ноября 2015 года № 599 "Об утверждении типового положения о службах внутреннего аудита (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12544) следующие изменения:

      в типовом положении о службах внутреннего аудита, утвержденном указанным приказом:

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Основной целью деятельности СВА является оказание содействия руководителю государственного органа в достижении целей и задач плана развития государственного органа, области, города республиканского значения, столицы, представление руководителю государственного органа независимой и объективной информации, предназначенной для обеспечения эффективного управления государственным органом, повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, основанные на системе управления рисками.";

      подпункт 1) пункта 11 изложить в следующей редакции:

      "1) анализ достижения целей и задач стратегических документов государственного органа, планов развития области, города республиканского значения, столицы;";

      в пункте 12:

      подпункт 3) изложить в следующей редакции:

      "3) проводит аудит соответствия:

      в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях – для СВА центральных государственных органов, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

      в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, города республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях – для СВА местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;";

      подпункт 6) изложить в следующей редакции:

      "6) анализирует достижение целей и задач планов развития государственного органа, области, города республиканского значения, столицы во взаимосвязи с бюджетными расходами, в том числе в рамках бюджетных инвестиций, включая реализацию целевых трансфертов на развитие;";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Обязанности СВА:

      1) проводит государственный аудит и финансовый контроль в строгом соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля;

      2) разрабатывает, представляет на утверждение первому руководителю центрального государственного органа, ведомства центрального государственного органа, местного исполнительного органа, подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан и обеспечивает исполнение годового плана работы СВА;

      3) на основании системы управления рисками формирует перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемый первым руководителем центрального государственного органа, ведомства центрального государственного органа, местного исполнительного органа, подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан;

      4) размещает утвержденный перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, на интернет-ресурсе государственного органа в течение пяти календарных дней со дня их утверждения;

      5) в целях исключения дублирования проверок согласовывает перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему с органами государственного аудита и финансового контроля;

      6) контролируют исполнение рекомендаций органов государственного аудита и финансового контроля, информируют их о принятых мерах;

      7) составляет акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного аудита документов и материалов, запрошенных при проведении государственного аудита;

      8) соблюдает законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов государственного аудита;

      9) размещает в единой базе данных материалы государственного аудита и финансового контроля в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

      10) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передает материалы с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;

      11) не препятствует установленному режиму работы объекта государственного аудита;

      12) своевременно и в полной мере исполняет предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

      13) соблюдает требования служебной и профессиональной этики;

      14) не препятствует руководителю (должностным лицам) объекта государственного аудита присутствовать при проведении государственного аудита и финансового контроля, дает разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного аудита и финансового контроля;

      15) обеспечивает сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного аудита и финансового контроля, в том числе не разглашает сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

      16) сообщает первому руководителю центрального государственного органа, ведомств центральных государственных органов, акима области, города республиканского значения, столицы об условиях, способствующих конфликту интересов;

      17) основывает результаты государственного аудита исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного аудита;

      18) взаимодействует с Советом по государственному аудиту и рискам, возглавляемым первым руководителем центрального государственного органа, ведомства центрального государственного органа, местного исполнительного органа, обеспечивает реализацию его рекомендаций;

      19) осуществляют консультативную помощь в целях соблюдения требований бюджетного законодательства Республики Казахстан на всех этапах бюджетного процесса;

      20) в случае выявления нарушений требований бюджетного законодательства Республики Казахстан осуществляют консультативную помощь в устранении нарушений и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

      21) подготавливают информацию о принятых мерах для обсуждения проекта республиканского или местного бюджета и годового отчета о его исполнении в представительных органах;

      22) иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.".

      2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) направление копии настоящего приказа на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр финансов
Республики Казахстан
М. Такиев

      "СОГЛАСОВАН"
Высшая аудиторская палата
Республики Казахстан