В соответствии с подпунктом 42-1) пункта 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий.
2. Комитету автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после дня его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан |
М. Калиакпаров |
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство промышленности
и строительства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАНО"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утвержден приказом исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан от 29 августа 2025 года № 286 |
ПРАВИЛА
формирования и ведения единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют порядок формирования и ведения единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий, а также процесс внедрения, и применения новых материалов и изделий, передовых технологий, машин, оборудования и механизмов, дорожно-строительных материалов с карьеров и заводов-производителей по обеспечению безопасности и качества объекта технического регулирования на всех этапах его жизненного цикла в процессе изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации и утилизации.
2. Настоящие Правила приняты в целях достижения показателей, установленных техническими регламентами (ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" от 18 октября 2011 года), Законом Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" от 17 июля 2001 года, ТР РК "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" № 435 от 9 июня 2023 года, Законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года, Приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан "Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог и управлении дорожными активами" № 56 от 27 января 2014 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 9176). и нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, документами по стандартизации добровольного применения, а также обеспечение качественного выполнения комплекса технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги.
3. Правила регулируют вопросы создания, наполнения и актуализации единой базы дорожно-строительных материалов для обеспечения прозрачного и достоверного ведения информационной платформы для всех участников дорожной деятельности.
4. В настоящих правилах используются следующие основные понятия:
1) национальный оператор по управлению автомобильными дорогами - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее полномочия, установленные Законом Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" от 17 июля 2001 года (далее - АО "НК "ҚазАвтоЖол");
2) реестр аккредитованных лабораторий - систематизированный список или перечень, содержащий сведения об аккредитованных лабораториях, проводящих лабораторные испытания в соответствии с областью аккредитации;
3) апробация - процесс официального одобрения, утверждения или признания лабораторных испытаний, научно-технического сопровождения, мониторинг опытного (пилотного) участка и последующее заключение по результатам мониторинга, направленный на оценку эффективности и пригодности заявленной продукции в реальных условиях эксплуатации;
4) апробационная комиссия - коллегиальный орган, формируемый на основании решения Технического совета для обеспечения объективной и всесторонней оценки результатов апробации продукции на опытном участке;
5) разработчик единой базы - Акционерное общество "Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт" (далее-АО "КаздорНИИ");
6) администратор единой базы - юридическое лицо, уполномоченное на выполнение технического и операционного сопровождения единой базы (далее - Администратор);
7) ГИС-Карта - цифровая карта, интегрированная с базой данных, содержащая информацию об объектах, карьерах и заводах производителей дорожно-строительных материалах;
8) научно-техническое сопровождение - процесс, направленный на внедрение продуктов инновационной деятельности в конкретных производственных условиях в соответствие с их назначением;
9) внедрение новых технологий - процесс введения в практику, использование или применение новых идей, методов, продуктов или процессов, которые направлены на улучшение существующих систем или создание новых возможностей по повышению качества дорог, безопасности движения, комплекс научных разработок и решений, направленных на оптимизацию деятельности, повышение эффективности и качества, а также на создание новых продуктов и услуг;
10) реестр новых технологий - систематизированный список или перечень, содержащий сведения о новых технологиях и материалах, используемых при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог;
11) "зеленый" статус - документально оформленное положительное решение Технического совета о применении продукции в дорожной деятельности;
12) национальный центр качества дорожных активов - юридическое лицо, находящееся в ведении уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, на которое возложены функции по проведению экспертизы качества работ и материалов, управлению дорожными активами, организации мобилизационной подготовки на автомобильных дорогах международного и республиканского значения, а также проведению ведомственной экспертизы технической документации на средний ремонт автомобильных дорог, внедрению новых технологий и сопровождению опытных участков (далее - РГП "НЦКДА") и его филиалы;
13) технические средства безопасности дорожного движения (далее - БДД) - систематизированный список или перечень, содержащий сведения о устройствах, сооружениях и систем, предназначенных для организации, регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения;
14) единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий (далее - единая база) - информационная система дорожного органа, содержащая информацию по дорожно-строительным материалам и новым технологиям;
15) дорожный орган - уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, осуществляющий управление государственными автомобильными дорогами общего пользования;
16) "синий" статус - документально оформленное решение Технического совета о низкой эффективности продукции по результатам проведения процедуры апробации;
17) реестр материалов из промышленных, производственных техногенных отходов - систематизированный список или перечень, содержащий сведения о промышленных, производственных и техногенных отходов, а также данные об опытных участках и результатах, полученных в ходе их апробации;
18) заявитель - лицо подавшее обращение в дорожный орган или его должностному лицу для осуществления административной процедуры, а также лицо, в отношении которого принимается административный акт, совершается административное действие (бездействие);
19) пилотный проект - ограниченный по масштабу и срокам проект, предназначенный для испытания, проверки и оценки новых технологий, материалов или решений в условиях реальной эксплуатации перед их возможным широкомасштабным применением;
20) профайл - структурированная информационная единица, содержащая сведения о продукции, представленной для ознакомления;
21) "желтый" статус - документально оформленное решение Технического совета о применении продукции в дорожной деятельности, процедура апробации по которой не завершена;
22) "серый" статус - документально оформленное решение Технического совета о внесении продукции в единую базу для последующей процедуры прохождения апробации;
23) обследование опытных/пилотных участков - система наблюдений и мониторинга, оценки и прогноза возможных антропогенных изменений их состояния в результате эксплуатации и воздействия окружающей среды согласно Приказа Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан № 56 от 24 января 2014 года "Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог и управлении дорожными активами" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 9176);
24) реестр производителей железобетонных изделий (далее - ЖБИ) - систематизированный список или перечень, содержащий сведения о предприятиях, выпускающих железобетонные изделия, для определения качества продукции и облегчения выбора надежных поставщиков в строительной отрасли;
25) техническое и операционное сопровождение - мероприятия, направленные на модернизацию, коррекцию, устранение неисправностей, внесение дополнений и изменений, регистрация, прием заявок и другие действия, касающиеся функционирования единой базы;
26) технический совет - коллегиальный орган уполномоченного дорожного органа в сфере автомобильных дорог по рассмотрению вопросов об опытно-экспериментальном внедрении и освоении новых технологий и материалов, машин и механизмов с внедрением в единую базу дорожно-строительных материалов и новых технологий, состав и деятельность которого регламентируется положением о Техническом Совете утвержденного приказом Председателя комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан № 58 от 8 июня 2023 года;
27) реестры производителей цемента, минерального порошка и битума - систематизированный список или перечень, содержащий сведения о производителях цемента, минерального порошка и битума.
5. При разработке проекта и проектно-сметной документации на объекты нового строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта учитывается наличие продукции в единой базе со соответствующими статусами:
1) карьеры по производству инертных материалов (песок, щебень, гравий, гравийно-песчаные смеси, щебеночно-гравийно-песчаные смеси) и неорганических вяжущих (цемента, минерального порошка), заводы по производству всех видов битумных вяжущих, асфальтобетонных смесей, бетона, железобетонных изделий (далее - ЖБИ) со статусом "Действующий" с актуальными протоколами испытаний (дата выдачи не более одного года);
2) продукция (новый материал/изделие или технология) со статусом "Зеленый";
3) техническое средство безопасности дорожного движения (далее – БДД) со статусом "Апробирован".
6. Перед включением в проект продукции из Реестра новых материалов и технологий, заказчики проекта инициируют лабораторные испытания выбранной продукции (стабилизаторы, модификаторы, полимеры, адгезионные и иные присадки, химические и органические добавки и другое.), необходимые для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (грунт, щебень, гравийно-песчаная смесь, песчано-гравийная смесь, песок строительный, песок из отводов дробления и другое) с уведомлением о результатах испытаний РГП на ПХВ "НЦКДА", АО "КаздорНИИ" и другие.
7. Продукция с "Зеленым" статусом, принятая в проекте, не подлежит замене в документации на строительство, ремонт и содержание при реализации проекта, за исключением возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение).
8. Технический надзор за ходом строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонтов при внедрении новых материалов и технологий осуществляется в соответствии с проектом, проектно-сметной документацией, ПР РК 218-162 "Инструкция по осуществлению технического надзора и определению затрат на него при среднем и текущем ремонте автомобильных дорог общего пользования" и ВН РК 8.12.001 "Контроль качества и приемка работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог".
9. В целях стимулирования развития отечественной промышленности и ускоренного внедрения инновационных решений для казахстанских производителей устанавливается сокращенный срок апробации продукции, произведенных на территории Республики Казахстан.
10. Срок апробации для продукции казахстанского производства составляет половину от стандартного срока, предусмотренного для аналогичной продукции иностранного происхождения, при условии отсутствия дефектов на опытном участке, подтверждения наличия производственной базы, полного комплекта документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности и качества (Приложение № 6).
11. Заявка на сокращение срока подается в произвольной форме на имя Председателя Технического совета. Окончательное решение по сокращении срока апробации принимается на заседании Технического совета.
12. Технический совет при формировании и ведении единой базы:
1) осуществляет экспертную оценку дорожно-строительных материалов и технологий, подлежащих включению в единую базу;
2) рассматривает представленные заявки, заключения и отзывы профильных организаций, выносит решения по присвоению статусов, включении или исключении продукции из единой базы;
3) участвует в разработке и актуализации нормативных критериев и процедур отбора, формирует предложения по совершенствованию нормативной базы дорожной отрасли;
4) сопровождает внедрение инноваций, рассматривает пилотные проекты, принимает решения о необходимости полевых или лабораторных испытаний и апробации технологий;
5) осуществляет взаимодействие с заявителями, организует обсуждение спорных вопросов, в том числе в формате рабочих групп или публичных слушаний;
6) готовит официальные заключения и рекомендации для уполномоченных органов и отраслевых организаций;
7) обеспечивает объективность принимаемых решений, исключая лоббирование и продвижение недостоверных или неэффективных решений;
8) представляет отчетность о своей деятельности Администратору единой базы и/или профильному государственному органу, участвует в утверждении или пересмотре регламентов функционирования базы.
13. Администратор при формировании и ведении единой базы:
1) обеспечивает техническое сопровождение еҰ функционирования;
2) обновление программного обеспечения, настройку интерфейса и устранение технических сбоев;
3) управление доступом пользователей, назначение прав, а также соблюдение требований по защите информации и предотвращение несанкционированного доступа;
4) следит за корректностью, достоверностью и актуальностью данных, анализирует загружаемую информацию и устраняет ошибки;
5) предоставляет методологическую и консультационную поддержку пользователям по вопросам работы с базой, разъясняет нормативные требования, организует обучающие мероприятия;
6) участвует в разработке и актуализации регламентирующих документов, мониторит соблюдение установленных инструкций;
7) взаимодействует с государственными органами, формирует отчҰтность и выполняет поручения в рамках своей компетенции.
Глава 2. Порядок формирования и ведения единой базы.
Параграф 1. Подача и рассмотрение заявок от Заявителей.
14. Для внесения в единую базу новых материалов и/или технологии (далее - продукции) в Реестры новых материалов и технологий единой базы, Заявитель проходит процедуру регистрации и заполнения заявки в электронном формате на сайте: rcmbase.qazjolgzi.kz.
15. Внедрение новых материалов и технологий в дорожной деятельности осуществляется путем последовательной реализации следующих основных стадий апробации:
1) подача заявки в реестр единой базы с приложением необходимых документов;
2) первичное рассмотрение документов;
3) презентация заявленных материалов членам Технического совета, присвоение "Серого" статуса;
4) запуск апробации продукции на опытном участке с научно-техническим сопровождением;
5) присвоение "желтого" статуса;
6) обследование (мониторинг) опытного участка до завершения срока апробации;
7) рассмотрение результатов мониторинга на Техническом совете;
8) присвоение "Зеленого" статуса путем голосования членов Технического совета;
9) после присвоения "Зеленого" статуса в профайл продукции загружаются: технологическая карта, документ с указанием стоимости (коммерческое предложение) и заключение о результатах мониторинга.
16. Общая организационная схема внедрения продукции в дорожной отрасли представлена в приложении № 1 к настоящим Правилам.
17. Финансирование апробации продукции в дорожной отрасли осуществляется за счет средств Заявителя данной продукции или третьего лица - плательщика.
18. До подачи заявки в Реестр новых технологий заявитель представляет положительное заключение в виде отчета с приложением протоколов испытаний от аккредитованной лаборатории.
19. До начала апробации на опытном участке Заявитель заключает договор на выполнение услуг/работ для осуществления научно-технического сопровождения и обследования (мониторинга) с научно-исследовательской организацией, имеющей опыт и компетенции в данной области, а также с испытательной лабораторией, аккредитованной на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
20. Координацию работ по приему заявок, регистрацию, внесение и изменение данных о продукции, модернизацию и развитие функций в единой базе осуществляет юридическое лицо, уполномоченное на выполнение технического и операционного сопровождения базы.
21. Продукция, успешно прошедшая все этапы внедрения и получившая "Зеленый" статус, рекомендуется к широкому внедрению в практику дорожной отрасли на основании решения Технического совета при Комитете автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан.
22. Отклонение заявки на включение технологии или материала в единую базу (Реестр) осуществляется по следующим основаниям:
1) по официальному обращению заявителя, в том числе в случаях добровольного отказа от внесения технологии (материала) в Реестр, ошибочной подачи заявки, не относящейся к сфере рассматриваемого Реестра, направления дублирующей заявки на одну и ту же технологию (материал) без уточнений или обновлҰнных сведений;
2) отсутствие необходимого пакета документов, предусмотренного для подачи заявки, в установленные сроки на этапе первичной обработки. В случае неполноты, неактуальности или несоответствия представленных данных, а также при отсутствии обратной связи со стороны заявителя на запросы об уточнении в течении 30 календарных дней после окончания срока первичной проверки документов, заявка отклоняется без проведения дальнейших процедур;
23. Отклоненная заявка может быть подана повторно после устранения причин отказа, при условии выполнения всех требований, установленных настоящими Правилами.
24. Перечень необходимых документов для подачи заявки на регистрацию продукции и получения "Зеленого" статуса:
1) наименование продукции, описание технологии, материала, конструкции, изделия;
2) информация о производителе;
3) паспорт безопасности;
4) стандарт организации от производителя (инструкция по применению);
5) документы, подтверждающие безопасность продукции, изделия (Заключение санитарно-эпидемиологической службы или протокол безопасности продукции);
6) подтверждение соответствия продукции/изделия нормативным требованиям документов по стандартизации, сертификат соответствия, технологии производства ведомственным нормативным документам;
7) протоколы испытаний аккредитованной лаборатории в РК, срок выдачи которых не более одного года, либо протоколы испытаний аккредитованной лаборатории другого государства в составе Евразийского экономического союза (при отсутствии возможности проведения испытания в Республике Казахстан);
8) подтверждение о регистрации в сметно-нормативной базе АО Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры;
9) опыт применения в Республике Казахстан (отзывы от структурных подразделений в сфере автомобильных дорог местных исполнительных органов, АО "НК "КазАвтоЖол"", РГП "НЦКДА" и другие при наличии);
10) технологическая карта;
11) технико-экономическое обоснование или ценовое предложение;
12) заключение с положительным применением на опытном участке.
25. Первичная проверка документов проводится Администратором единой базы.
26. Администратор единой базы рассматривает заявку в течение 20 рабочих дней с момента регистрации на предмет еҰ полноты и соответствия предъявляемым требованиям. При отсутствии требуемых документов Администратор дополнительно запрашивает недостающие документы у Заявителя в письменной форме.
27. Порядок применения продукции на заседании Технического совета до апробации материала на опытном участке.
28. Техническим советом рассматривается заявленная продукция и принимается решение о ее дальнейшей апробации. Технический совет принимает коллегиальное решение по выделению опытного участка. Производится классификация технологий по статусам согласно приложению №1 настоящих Правил.
29. При наличии протокола лабораторных испытаний заявленной продукции присваивается статус "Серый"; при наличии незавершенного мониторинга опытного участка заявленной продукции присваивается статус "Желтый".
30. Научно-техническое сопровождение и обследование (мониторинг) опытного участка производится после выделения опытного участка. Заявитель продукции заключает договор согласно п.12 Настоящих правил.
Примечание: для определения эффективности продукции Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами или местный исполнительный орган предусматривает выделение опытных участков в различных климатических условиях, которые позволяют выявить их влияние на физико-механические и эксплуатационные свойства.
31. Для обеспечения объективной оценки результатов апробации продукции на основании решения заседания Технического совета на опытном участке формируется апробационная комиссия в следующем составе: представитель уполномоченного органа, в чью компетенцию входит управление соответствующим опытным участком (в том числе национального оператора по управлению автомобильными дорогами, управления пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры либо местного исполнительного органа), представитель РГП "НЦКДА", а также представитель организации, осуществляющей научно-техническое сопровождение. Заявитель и представитель подрядной организации, осуществляющей работы на опытном участке, не входят в состав апробационной комиссии, однако имеют право присутствовать при проведении апробации на опытном участке и рассмотрении ее результатов.
32. Научно-техническое сопровождение опытных участков включает: визуальное и/ или инструментальное обследование (состояние выделенного участка, наличие деформаций, геометрические параметры, интенсивность движения); предварительный отбор дорожно-строительных материалов, изделий. Испытания должны проводиться по СТ РК 1218 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний", СТ РК 973 "Материалы каменные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.", ГОСТ 12801 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" с оформлением Акта отбора образцов.
33. Сопровождение включает в себя:
1) подбор составов смесей с учетом местных материалов, климатических зон;
2) наблюдение процесса производства работ с фиксированием соблюдения технологии (фотоотчет не менее 3 фотографий);
3) отбор материалов на опытном участке с составлением Акта отбора проб.
34. После окончания производства работ по внедрению продукции на опытном участке, представителем организации, осуществляющей научно-техническое сопровождение, составляется Акт по научно-техническому сопровождению опытного участка (объекта), согласно Приложению № 2 настоящих Правил.
35. Обследование (мониторинг) для оценки эффективности применения продукции осуществляется на основании заключенного договора. Срок обследования (мониторинга) опытного участка определяется согласно Приложению № 4 к настоящим Правилам в течение всего периода обследования (мониторинга). По результатам каждого осмотра оформляется Акт на выполнение обследования (мониторинга) состояния опытного и участков с применением (наименование нового материала и технологий), согласно Приложению № 3 к настоящим Правилам.
Примечание:
1) первый мониторинг опытных участков, срок апробации которого более шести месяцев осуществляется после первого зимнего периода эксплуатации;
2) в случае, если, опытный участок устроен на объекте, не сданном в эксплуатацию, то его мониторинг переносится на последующий период после его сдачи. При этом должны быть документальное подтверждение (Акт в свободной форме) о том, что участок дороги на момент обследования (мониторинга) не эксплуатируется.
36. До окончания срока апробации, по требованию заявителя научно-исследовательская организация, выполняющая научно-техническое сопровождение, предоставляет акт по научно-техническому сопровождению согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.
37. Заключение об эффективности применения продукции выдается после окончания срока апробации. В заключении указываются следующие сведения: описание продукции или технологии, протоколы испытаний, акты, расчеты и другие материалы, являющиеся частью комплекта исполнительной документации.
38. В целях поддержки казахстанских товаропроизводителей продукции предусмотрено сокращение срока апробации, согласно алгоритму, в приложении № 6 к настоящим Правилам, если иное не противоречит полученным отрицательным результатам в период обследования (мониторинга).
39. При положительных результатах обследования (мониторинга) и голосования на заседании Технического совета продукция вносится в Реестр новых материалов и технологий, присваивается "Зеленый" статус, что является основанием для широкого внедрения в практику дорожной отрасли.
40. При наличии дефектов на опытных участках, выявленных в ходе обследования (мониторинга), превышающих 30 % от общего объема работ – инновационная продукция считается неприемлемого качества, подлежит выявлению причин их возникновения и повторной апробации.
41. В случае, если продукция ранее применялась на строительных участках и претендует на получение "Зеленого" статуса без повторной апробации, заявитель предоставляет доказательства, подтверждающие, что данная продукция ранее проходила апробацию и/или применялась в строительстве/ремонте: фото и видеоматериалы, официальные подтверждающие документы от ведомственных организаций, местных исполнительных органов, подрядной организации. Полученные материалы предоставляются на ознакомление Техническому совету. Решение о присвоении или отказе в "Зеленом" статусе остается за Техническим советом. Рассмотрение заявки проводится в случае, если два или более участков имеют положительный результат внедрения, срок давности которого составляет не более 5 лет.
42. Заседание Технического совета проводится после окончания апробации материала на опытном участке.
43. После окончания срока апробации и получения положительного заключения от научно-исследовательской организации, поставщик претендует на получение статуса "Зеленый".
44. "Зеленый" статус присваивается путем онлайн-голосования членов Технического совета, при этом необходимо участие в голосовании не менее 30 % от общего числа утвержденных членов.
45. При меньшем количестве голосующих членов Технического совета - голосование считается не состоявшимся.
46. "Зеленый" статус присваивается материалу при получении более 50 % голосов членов Технического совета. В случае набора 50 % голосов и менее, вопрос о присвоении "ЗелҰного" статуса рассматривается повторно на последующем заседании Технического совета, при наличии дополнительных доказательств эффективности продукции, не ранее чем через 2 месяца и только по предварительному согласованию с Техническим советом.
Примечание: при поступлении письменного запроса от Поставщика новых технологий об исключении материала из единой базы или получения отрицательного заключения по апробации, технология или материал получает статус "Синий" без рассмотрения на заседании Технического совета.
47. При закупках продукции для объектов нового строительства, реконструкции, капитального и среднего ремонта необходимо учитывать наличие его в единой базе, а также апробированную продукцию отечественных производителей со статусом "Зеленый".
48. В случае прохождения более половины обозначенного срока апробации без обнаруженных дефектов, допускается применение продукции со статусом "Желтый" в пилотном проекте. Площадь участков пилотных проектов осуществляется в соответствии с приложением № 5 к настоящим Правилам.
49. Коммерческая реализация материала с статусом "Желтый" осуществляется при технологическом участии поставщика новой технологии и/или материала продукции, научно-технического сопровождения научно-исследовательской организации, имеющей опыт и компетенции в данной области, а также с испытательными лабораториями, аккредитованными на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
50. Мониторинг и оценка качества дорожно-строительных работ при устройстве пилотных проектов с применением материала с статусом "Желтым", является обязательным и регламентируется действующим законодательством Республики Казахстан: ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" от 18 октября 2011 года, Законом Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" № 245 от 17 июля 2001 года, ТР РК "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" № 435 от 9 июня 2023 года, Законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" № 242-II от 16 июля 2001 года, приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан "Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог и управлении дорожными активами" № 56 от 27 января 2014 года (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 9176) и действующими нормативными документами по стандартизации.
51. Технический надзор в пилотных проектах осуществляется в соответствии с ПР РК 218-162 "Инструкция по осуществлению технического надзора и определению затрат на него при среднем и текущем ремонте автомобильных дорог общего пользования" и ВН 8.12.001 "Контроль качества и приемка работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог".
Параграф 2. Формирование и ведение единой базы применительно к машинам, оборудованию и механизмам
52. Для актуализации технологических карт и единичных расценок на новые современные машины и механизмы, навесное оборудование в цифровой платформе единой базы ведется формирование каталога по применению уникальных, современных машин, оборудования и механизмов на территории Республики Казахстан.
53. После наполнения каталога составляются сводные сметные расценки на выполнение видов работ по строительству/ реконструкции, капитальному, среднему, текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них в зависимости от следующих показателей, характеризующих эффективность работы машин, оборудования и механизмов:
1) повышение производительности;
2) уменьшение эксплуатационных затрат;
3) амортизационные отчисления;
4) затраты на ремонт и техническое обслуживание;
5) затраты на замену быстроизнашивающихся частей и сменной оснастки;
6) заработная плата машинистов;
7) затраты на энергоносители;
8) затраты на смазочные материалы;
9) затраты на гидравлическую жидкость;
10) затраты на перебазировку.
54. Показатели, по которым будет определяться эффективность навесного оборудования:
1) производительность;
2) мощность рабочего оборудования;
3) простота конструкции и управления;
4) надежность эксплуатации;
5) количество и квалификация обслуживающего персонала;
6) трудоемкость монтажа и демонтажа;
7) мобильность самоходных машин;
8) безопасность обслуживания;
9) применение расходных материалов;
10) стоимость;
11) себестоимость единицы продукции (работы) машины;
12) габаритные размеры.
55. Порядок подачи заявки в единую базу предоставляются следующие документы:
1) наименование, назначение и область применения для машины, механизма или оборудования;
2) технические показатели и параметры, информация о производителе, режим работы и обслуживания, условия эксплуатации;
3) обязательная разрешительная документация: декларация соответствия и или сертификаты соответствия, патенты (при наличии), технический паспорт, который выдается на основании прохождения технического осмотра в организации, имеющей сертификат или лицензию на выполнение конкретных видов работ.
Параграф 3. Формирование и ведение единой базы применительно к карьерам и заводам по производству дорожно-строительных материалов
56. Для включения в реестр единой базы дорожно-строительных материалов заявителю (владельцу карьера и/или завода) необходимо подать заявку на "сайте" rcmbase.qazjolgzi.kz с предоставлением следующей информации:
1) наименование организации/собственник;
2) контактные данные (ФИО, телефон, электронная почта);
3) наименование карьера/завода;
4) вид выпускаемой продукции;
5) фактическое месторасположение карьера, завода (географические координаты расположения);
6) статус карьера (действующий, не действующий);
7) мощность (объем производства, м3 за месяц);
8) объем запасов (тыс. тонн);
9) срок действия лицензии на добычу недр и недропользование;
10) сертификат соответствия компетентных органов, обеспечивающих безопасность продукции.
Примечание: в случае, если во время реализации проекта обнаружен новый карьер – собственник / владелец карьера обязан подать заявку и зарегистрировать материал в единой базе.
57. При содействии местных исполнительных органов, областных филиалов АО "НК "КазАвтоЖол", РГП "НЦКДА" собственник/владелец карьера и/или завода, предприятия в обязательном порядке, не реже чем раз в год предоставляет обновленную информацию Администратор единой базы о мощности (объемах производства в м3 за месяц, объемах запасов (в тысячах тонн), актуальный протокол испытаний от аккредитованной лаборатории.
Примечание: Несвоевременное обновление вышеуказанной информации влечет за собой снижение статуса или исключение из реестра. Данные должны актуализироваться на ежегодной основе, в связи с тем, что протокола испытаний материалов действуют в течение года.
58. Карьеры и производители (минерального порошка, цемента, щебеня, битума, железобетонных изделий), внесенные в единую базу, классифицируются по следующим статусам:
1) "действующий" - произведен отбор дорожно-строительных материалов, протоколы испытаний актуальны;
2) "на стадии испытания" - произведен первичный и/или повторный отбор дорожно-строительных материалов, протокол испытаний отсутствует или неактуален;
3) "не действующий" - карьер и/или производитель (минеральный порошок, цемент, щебень, битум, железобетонных изделий) не действует либо отсутствует актуальная информация.
59. Срок действия лабораторных заключений и/или протоколов испытаний, внесенных в единую базу, составляет не более одного года, за исключением материалов срок годности, которого менее одного года.
60. Повторное получение данных заключений от аккредитованной лаборатории, осуществляется за счет организации/собственника.
61. Инспекция карьеров и заводов проводится по поручению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам, при непосредственном участии АО "НК "КазАвтоЖол", РГП "НЦКДА", АО "КаздорНИИ" и при обязательном содействии владельца производства не реже одного раза в год. Итоги инспекции передаются Администратору базы для внесения в единую базу.
62. После инспекции АБЗ присваивается рейтинг согласно "Правил по выпуску и контролю качества асфальтобетонных смесей асфальтобетонных заводов" утвержденных Приказом Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан № 42 от 25 апреля 2024 года.
Параграф 4. Формирование и ведение единой базы применительно к техническим средствам безопасности дорожного движения
63. Заявитель технических средств безопасности дорожного движения: тросовые и барьерные ограждения, снегозадерживающие ограждения, скотопрогоны, дорожные знаки в соответствии с СТ РК 1124 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Технические условия.", СТ РК 1125 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Технические условия."", светофоры, краски и герметики для дорожной разметки, осветительные приборы и т. д. в соответствии с ГОСТ 32759 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические условия", ГОСТ 32945 "Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические условия", ГОСТ 32953 "Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования", ГОСТ 33127 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация", ГОСТ 33128- "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования.", ГОСТ 33239 "Дороги автомобильные общего пользования. Светофоры дорожные. Общие технические требования", подают заявку для включения в реестр технических средств БДД в единую базу.
64. После получения заявки от поставщика национальным оператором по управлению автомобильными дорогами выделяется опытный участок для апробации продукции согласно Приложению № 4 Настоящих правил.
65. Внесенные в единую базу технические средства БДД, классифицируются по следующим статусам, за исключением продукции, указанной в приложении № 4 настоящих Правил:
1) "Апробирован" - присваивается после завершения апробации на опытном участке;
2) "Не апробирован" - присваивается техническим средствам, не прошедшим апробацию на опытном участке.
66. Все технические средства БДД должны обеспечивать надлежащее эксплуатационное состояние автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ 33220 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию".
67. Процедура научно-технического сопровождения и обследования (мониторинга) опытного участка производится в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Параграф 5. Формирование и ведение единой базы применительно к материалам из промышленных, производственных и техногенных отходов
68. Внесение материалов из промышленных, техногенных и производственных отходов в единую Базу осуществляется на основании проведенных научно-исследовательских работ и лабораторных исследований.
69. Информация об отходах включает:
1) местоположение;
2) характеристика материалов и область применение;
3) протоколы испытаний и/или отчеты о проведенных научно-исследовательских работах;
4) иную информацию.
Параграф 6. Формирование и ведение единой базы применительно к продукции (адгезионные, энергосберегающие добавки, эмульгаторы и эмульсии, стабилизирующие добавки для ЩМА, геосинтетические материалы, изделия и конструкции, ремонтные составы, материалы для нанесения дорожной разметки), неподлежащие обследованию (мониторингу) в производственных условиях
70. Заявитель адгезионных, энергосберегающих добавок, эмульгаторов и эмульсий, стабилизирующих добавок для ЩМА и геосинтетических материалов, подают заявку для включения в единую базу согласно п. 7 настоящих правил.
71. После подачи заявки, поставщик инициирует дальнейшие действия согласно следующим процедурам:
1) Для использования адгезионных добавок выполняется лабораторный подбор битумов и/или асфальтобетонных смесей. Адгезионные добавки должны соответствовать требованиям СТ РК 3367 "Добавки адгезионные для дорожных битумов. Общие технические условия". При положительных лабораторных результатах - присваивается статус "Апробирован". В случае отрицательного результата материалу присваивается статус "Не подтвержден";
2) Асфальтобетонные смеси с применением энергосберегающих добавок и технологии "вспенивания битума" должны соответствовать требованиям СТ РК 1223 "Смеси полимерасфальтобетонные дорожные, аэродромные и полимерасфальтобетон. Технические условия", СТ РК 1225 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия", СТ РК 2373 "Смеси щебеночно-мастичные полимерасфальтобетонные дорожные, аэродромные и щебеночно-мастичный полимерасфальтобетон. Технические условия". При этом выполняются следующие действия: лабораторный подбор асфальтобетонной смеси, при положительных результатах подбора смесей в лаборатории, производится выпуск на АБЗ и укладка на опытном участке, расположение опытного участка в летнее время должно находиться на расстоянии не менее 150 км, но не более 250 км от АБЗ. Выпуск смесей производится при пониженных температурах окружающей среды в диапазоне от 5 °С до минус 5 °С, после укладки, в течении 3 суток отбираются из покрытия керны либо вырубки на определение коэффициента уплотнения. При положительных результатах материалу присваивается статус "Апробирован". В случае отрицательного результата материалу присваивается статус "Не подтвержден".
72. Дорожные эмульсии с применением эмульгаторов должны соответствовать требованиям СТ РК 1274 "Битумы и битумные вяжущие. Эмульсии дорожные. Технические условия", ГОСТ 18659 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия" и выполняются следующие действия:
1) подбор эмульсии;
2) изготовление опытной партии;
3) лабораторные испытания;
4) при удовлетворительных результатах материалу присваивается статус "Апробирован". В случае несоответствия материалу присваивается статус "Не подтвержден".
73. При использовании стабилизирующих добавок в составе ЩМА, полимер-ЩМА они должны соответствовать требованиям СТ РК 2373 "Смеси щебеночно-мастичные полимерасфальтобетонные дорожные, аэродромные и щебеночно-мастичный полимерасфальтобетон. Технические условия", ГОСТ 31015 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные", СТ РК 1218 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний", ГОСТ 12801 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства.
Методы испытаний выполняются в следующем порядке:
1) подбор асфальтобетонной смеси;
2) лабораторные испытания ЩМА, Полимер-ЩМА;
3) при положительных результатах выпуск контрольной смеси на АБЗ;
4) при положительных результатах материалу присваивается статус "Апробирован". В случае отрицательного результата материалу присваивается статус "Не подтвержден".
74. При использовании геосинтетических материалов в различных прослойках земляного полотна, оснований и асфальтобетонных покрытий, и для ухода за цементобетонными покрытиями они должны соответствовать требованиям СТ РК 2372 "Материалы геотекстильные. Полотно нетканое геотекстильное. Технические условия", СТ РК 2790 "Материалы геосинтетические. Геомембраны гидроизоляционные полиэтиленовые рулонные. Технические условия", СТ РК 2791 "Материалы геосинтетические. Георешетки полимерные ячеистые. Технические условия", СТ РК 2792 "Материалы геосинтетические. Плоские геосетки и георешетки для армирования и стабилизации. Технические условия." и выполняются следующие действия:
1) совместный отбор геосинтетических материалов проводится по СТ РК 2113 "Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод отбора проб" и проводятся испытания в лаборатории. При положительных результатах – присвоение статуса "Апробирован";
2) повторный выезд в течение 6 месяцев и выборочный контроль материала. При положительных результатах статус остается неизменным, при отрицательных – присвоение статуса "Не подтвержден";
3) геосинтетические материалы без входного контроля (определение поверхностной плотности, прочности при растяжении, относительного удлинения) не могут применяться в проектах.
75. Для изделий и конструкций, обеспечивающих безопасность дорожного движения (шумоизоляционные деформационные швы, барьерные ограждения и крепления, железобетонные стойки ограждения, маты бетонные гибкие и аналогичные), для присвоения статуса "Апробирован" необходимо предоставить актуальный протокол испытаний, проведенных по ГОСТ и/или СТ РК и сертификат соответствия продукции. В случае отсутствия протокола или его неактуальности материалу присваивается статус "Не подтвержден". Протоколы испытаний, оформленные на основании СТО производителя, не принимаются (кроме случаев, когда на материал отсутствует национальный или международный стандарт).
76. Для ремонтных составов (ремонтные смеси, мастика битумно-полимерная, композитный полимерный материал, антикоррозионный раствор для защиты арматурных стержней, материалы для восстановления и предотвращения разрушения, для санации трещин в бетонных дорогах, герметик, материалы для восстановления и предотвращения разрушения, ремонта дорог с бетонным покрытием, добавка для приготовления холодной ремонтной смеси, гидрофобизирующий состав глубокого проникновения для гидроизоляции бетонных поверхностей, холодная ремонтная смесь, битумная эмульсия, уплотнительный профиль для герметизации деформационных швов в монолитных цементобетонных покрытиях автомобильных дорог, аэродромов и другие ремонтные смеси) для присвоения статуса "Апробирован" необходимо предоставить актуальный протокол испытаний, проведенных по ГОСТ и/или СТ РК и сертификат соответствия продукции. В случае отсутствия протокола или его неактуальности материалу присваивается статус "Не подтвержден". Если протокол испытаний оформлен на основании СТО производителя, требуется проведение мониторинга в течение одного года, включающего визуальный осмотр и проверку состояния нанесенного материала. При неудовлетворительных результатах материалу присваивается статус "Не подтвержден". Протоколы испытаний, оформленные на основании СТО производителя, не принимаются (кроме случаев, когда на материал отсутствует национальный или международный стандарт).
77. Материалам для дорожной разметки (термопластики, краски, светоотражающие и светящиеся составы и другие) для присвоения статуса "Апробирован" необходимо предоставить актуальный протокол испытаний, проведенных по ГОСТ и/или СТ РК в лабораторных условиях и на покрытии дороги и сертификат соответствия продукции. При положительных показателях присваивается статус "Апробирован". При отрицательных результатах – "Не подтвержден". Протоколы испытаний, оформленные на основании СТО производителя, не принимаются (кроме случаев, когда на материал отсутствует национальный или международный стандарт).
78. Мероприятия, связанные с апробацией технологий и материалов, проводятся в присутствии представителей РГП на ПХВ "НЦКДА", АО НК "КазАвтоЖол", АО "КаздорНИИ" и заказчика.
Приложение 1 |
Организационная схема внедрения новой (инновационной) продукции в дорожной отрасли
Этап | Стадия | Краткое описание |
Заявка | Подача и рассмотрение заявки | 1. Предварительное рассмотрение заявки-проверка комплектности документа |
2. Ознакомление на заседании Технического совета. Классификация по статусам в Реестре новых технологий и в Реестре материалов из промышленных, производственных и техногенных отходов: | ||
Этап | Стадия | Краткое описание |
Апробация | Опытное внедрение и научно- техническое сопровождение, мониторинг | 3. Выделение опытного участка |
4. Научно-техническое сопровождение и обследование (мониторинг) опытных участков. | ||
Анализ эффективности |
5. Рассмотрение заключительного отчета по мониторингу опытных участков | |
6. Заседание Технического совета для рассмотрения имеющегося пакета документов и проведения голосования Реестр единой базы | ||
Внедрение | Внедрение новой (инновационной) продукции | 7. Разработка проектной документации с использованием новой (инновационной) продукции со статусом "Зеленый" (апробированный) |
8. Мониторинг и отчетность выполнения работ по внедрению апробированных инновационных продукций |
Приложение 2 |
АКТ
по научно-техническому сопровождению опытного участка (объекта) с применением
технологии (нового материала, отходов, лабораторного прибора, оборудования)
на участке автомобильной дороги или на объекте
" _________________" км_________ протяженностью _____________________м
В _________________________________________ "____" _____________ 20___ г.
(местоположение)
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________,
составили настоящий акт в том, что с "____"__________20___года
с ____ч. ____мин.
по "____"__________20___года до ____ч- ____минут на объекте
____________________________________________________________________
проведены работы по
____________________________________________________________________
км (с КМ + по КМ +) протяженностью _____ м с целью определения
его эффективности.
Местоположение опытного участка (объекта): участок автомобильной дороги
_________ (КМ __по КМ ______ ), схема прилагается.
Производитель (и) работ ______________________________________________
____________________________________________________________________
Условия выполнения работ:
Температура воздуха от_____ °С до_____ °С.
Влажность воздуха от____ % до______ %
Состояние погоды ________________________
Время выполнения работ:
Начало работ: "__ " _____202 г.___ ч.______ мин.
Окончание работ "______" ________202 г._____ ч.________ мин.
Состояние участка:
Длина участка м;______________
Ширина проезжей части м;________
Интенсивность движения __________авт/ч или авт/сут
Вид выполняемых работ:______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Состав смеси, (наименование нового материала, конструкции, слоя, прослойки,
изделия и т.п.) на контрольном и опытном участке
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Технологические операции (технические решения и др.):
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Применяемые машины и механизмы (новые приборы оборудование,
новая дорожная техника и т.д.)
__________________________________________________________________:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Нарушения технологии (при их наличии)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Должность, наименование организации Подпись ФИО
__________________________________ ________ _______
Должность, наименование организации Подпись ФИО
__________________________________ ________ _______
Должность, наименование организации Подпись ФИО
__________________________________ ________ _______
Должность, наименование организации Подпись ФИО
Приложение 3 |
А К Т
на выполнение обследования (мониторинга) состояния опытного и контрольного
участков с применением (наименование нового материала, технологии и др.) на объекте
_________________________________________
наименование участка автомобильной дороги
_________________ Место нахождения "_____"_________20____г.
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
составили настоящий акт в том, что с "____ "_____ 20 ____года
с___ ч -___ минут_____ по "____" _____202 года до ч ___мин. на объекте
выполнено визуальное и/или инструментальное обследование с целью
установления его эффективности.
Местоположение опытного участка:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Местоположение контрольного участка (при необходимости): _______________
Производитель работ:
_____________________________________________________________________
Условия выполнения работ:
Температура воздуха от _____°С_______ °С.
Состояние погоды ____________________
Время выполнения работ:
Начало работ: "___ " _____ 202 г.___ ч.____ мин.
Окончание работ "_______" ________202 г.____ ч._____ мин.
Состояние участка:
Длина участка_______ м;
Ширина проезжей части______ м;
Состав движения: грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 40 тн. -
Грузовые автомобили грузоподъемностью от 25 до 40 тн_______________
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 12 тн. ___________________
Легковые автомобили____________________________
В процессе выполнения работ отобраны пробы (керны) _________________
Акт отбора проб прилагается (при необходимости).
Объективно:
_________________________________________
____________________________________________________
________________________________ ________ _____
Должность, наименование организации Подпись ФИО
_________________________________ _________ ____
Должность, наименование организации Подпись ФИО
__________________________________ _________ ____
Должность, наименование организации Подпись ФИО
___________________________________ ________ ____
Должность, наименование организации Подпись ФИО
___________________________________ ________ ____
Должность, наименование организации Подпись ФИО
Результаты визуального осмотра, условия эксплуатации, особенности, отличия
от ближайшего аналога, описание обнаруженных дефектов: (ед. изм., кол-во,
вероятная причина возникновения дефекта, способ устранения дефекта и срок
выполнения, причины невозможности устранения дефектов, и т.п.)
Перечень использованного при обследовании оборудования и измерительных
средств с метрологическими данными:
Наименование | Инвентарный (заводской) номер | Сведения о поверке, калибровке |
Сведения об отборе проб образцов для проведения дополнительных лабораторных
исследований (при необходимости):
____________________________________________________________
(наименование образца; сведения о лицах, производивших отбор проб;
количество образцов; сведения об упаковке образцов; лаборатория, в которую
направлены образцы)
Рекомендуемый срок следующего обследования _________________________
(дата окончания; организация либо комиссионное)
Подтверждаем результаты проведенного осмотра:
Председатель комиссии:
____________ __________ ___________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены комиссии:
____________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 4 |
Таблица Г.1 - Сроки обследования (мониторинга) опытных участков
№ | Наименование продукции | Область применения | Срок мониторинга | Период мониторинга | |
Регионы | Месяц | ||||
1 | Модифицирующие добавки (на основе полимеров и др) | Для асфальтобетонных, щебеночно-мастичных смесей |
2 года | северный, восточный | май, сентябрь |
южный, западный | апрель, октябрь | ||||
2 | Стабилизаторы/стабилизирующие добавки (грунты со скелетными добавками) | Для верхнего слоя земляного полотна и всех слоев основания |
2 года | северный, восточный | апрель, ноябрь |
южный, западный | март, ноябрь | ||||
3 | Адгезионные присадки/добавки | Для асфальтобетонных, щебеночно-мастичных смесей | Лабораторно | ||
4 | Краска для дорожной разметки | Для бетонных и асфальтобетонных покрытий |
6 месяца | северный, восточный | после нанесения через 6 месяцев |
южный, западный | |||||
5 | Смеси пропиточные | Для бетонных и асфальтобетонных покрытий |
2 года | северный, восточный | май, сентябрь |
южный, западный | апрель, октябрь | ||||
6 | Технические средства дорожной безопасности (знаки дорожные, искусственные дорожные неровности, барьерные и снегозадерживающие ограждения* и т.д) | Для организации дорожной безопасности |
2 года | северный, восточный | май, ноябрь |
южный, западный | март, ноябрь | ||||
*для снегозадерживающих ограждений будет проводиться в зимний период. | |||||
7 | Антигололедные материалы | Для бетонных и асфальтобетонных покрытий | Не менее 3-5 часов | ||
8 | Материалы для обеспылевания дорог | Для гравийных, щебеночных, грунтовых оснований | Не менее 15 дней | ||
9 | Геосинтетические материалы (георешетка, геосетка, геомембрана и т.д.) | Для укрепления грунтов, армирования оснований, откосов |
2 года | северный, восточный | май, ноябрь |
южный, западный | |||||
10 | Геосинтетические материалы | Для разделения слоев | Лабораторно | ||
11 | Смеси, ремонтные | Для ямочных работ, заделки швов герметиком для бетонных и асфальтобетонных покрытий |
1 год | северный, восточный | апрель, октябрь |
Ремонтные, деформационные швы мостовых сооружений, струйный цементаж, грунтовые анкера для укрепления откосов насыпи на искусственных сооружения |
1 год | южный, западный | март, ноябрь | ||
12 | Гибкие бетонные маты, материалы для укрепления. | Для укрепления откосов насыпи, подходов мостов |
2 года | северный, восточный | апрель, октябрь |
южный, западный | март, ноябрь | ||||
13 | Пластификаторы для бетона и воздухововлекающие добавки | Для бетонов | Лабораторно | ||
14 | Стабилизирующие добавки | Для ЩМА | Лабораторно | ||
15 | Энергосберегающие добавки | Для асфальтобетонных покрытий | Лабораторно | ||
16 | Противопаводковые ограждения | Не менее 3-6 месяцев | северный, восточный | сентябрь | |
южный, западный | |||||
17 | Осветительные приборы для дорог |
Не менее 6 месяцев | |||
18 | Минеральный порошок из промышленных отходов | Для асфальтобетонных покрытий | Лабораторно | ||
19 | Материалы из промышленных отходов |
2 года | северный, восточный | апрель, ноябрь | |
южный, западный | март, ноябрь | ||||
20 | Жидкая резина | Для гидроизоляционного покрытия |
1 год | северный, восточный | апрель, октябрь |
южный, западный | март, ноябрь | ||||
21 | Эмульгаторы и эмульсии | Для асфальтобетонного покрытия | Лабораторно | ||
22 | Пластик и термопластик для дорожной разметки | Для асфальтобетонного и бетонного покрытия |
6 месяцев |
Приложение 5 |
Таблица Д.1 - Протяженность/площадь рекомендуемых опытных участков
для апробации материалов с "Желтым" и для пилотных проектов
№ | Наименование материала | Для апробации (опытный участок) | Для пилотного участка (коммерциализация) | Примечание |
1 | Модифицирующие добавки для битума (на основе полимеров и др) | Не менее 200 м | 1 - 10 км | При отсутствии дефектов на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
2 | Стабилизаторы/стабилизирующие добавки для грунта | Не менее 200 м | 500 м - 10 км | При отсутствии дефектов на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
3 | Краска для дорожной разметки, | Не менее 200 м | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
4 | Составы пропиточные | Не менее 200 м | 500 м - 5 км | При подтверждении эффективности на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
5 | Технические средства дорожной безопасности (знаки дорожные, искусственные дорожные неровности, барьерные и снегозадерживающие ограждения и т.д) | 2 - 5 единиц | 10 - 20 единиц | При отсутствии замечаний на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
6 | Антигололедные материалы | 50 - 100 м | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
7 | Материалы для обеспылевания дорог | 200 - 500 м | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
8 | Геосинтетические материалы (георешетка, геосетка, геомембрана) | Не менее 200 м | 500 м - 5 км | При подтверждении эффективности на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
9 | Смеси, ремонтные | 50 - 100 м | 200 - 500 м | При отсутствии замечаний на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
10 | Гибкие бетонные маты, материалы для укрепления. | 100 - 200 м | 500 м - 5 км | При отсутствии замечаний на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
11 | Пластификаторы для бетона и воздухововлекающие добавки. | Не менее 200 м | 500 м - 5 км | При отсутствии замечаний на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
12 | Противопаводковые ограждения | 50 - 100 м | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
13 | Осветительные приборы для дорог | 2 - 5 единиц | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
14 | Минеральный порошок из промышленных отходов | Не менее 200 м | 1 - 5 км | При отсутствии дефектов на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
15 | Материалы из промышленных отходов | Не менее 200 м | 1 - 5 км | При отсутствии дефектов на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
16 | Жидкая резина | 50 - 100 м | 500 м - 5 км | При отсутствии дефектов на опытном участке и прохождения больше половины срока апробации. |
17 | Пластик и термопластик для дорожной одежды | Не менее 200 м | Не предусматривается | После полного прохождения срока апробации |
18 | Энергосберегающие добавки | 100-200 м | Не предусматривается | После получения положительного заключения лабораторных испытаний |
Примечание - Допустимое количество пилотных проектов по каждому виду материала должно составлять не более трех.
Приложение 6 |
Алгоритм по сокращению сроков апробации для казахстанских товаропроизводителей дорожно-строительных материалов
1. После выполнения необходимых действий, установленных в главах 4 и 12 настоящих Правил казахстанский товаропроизводитель дорожно-строительных материалов может претендовать на сокращение сроков апробации.
2. Условиями сокращения являются:
прохождение 50 % установленного срока апробации;
отсутствие дефектов на опытном участке;
акт осмотра производства работ.
3. При наличии описанных условий, производителем выполняются следующие действия:
подается письмо/заявка о сокращении срока апробации на имя Председателя Технического совета;
предоставляются материалы о состоянии опытного участка;
предоставляются материалы о производственной базе.
4. Решение о прекращении апробации и присвоении "Зеленого" статуса принимается Техническим советом, согласно Правил формирования и ведения единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий.
Примечание: сокращению сроков апробации не подлежат ремонтные смеси, материалы для дорожной разметки, противогололедные и обеспыливающие материалы.