ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 июля 2017 года № 517 "Об утверждении Правил определения уровня квалификации авиационного персонала" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15600) следующие изменения:
в Правилах определения уровня квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом:
Главу 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определения уровня квалификации авиационного персонала (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-70) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон) и определяют порядок определения уровня квалификации авиационного персонала.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) авиационный персонал – физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;
2) свидетельство авиационного персонала – документ, подтверждающий квалификацию и полномочия авиационного персонала;
3) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;
4) специальная отметка – дополнительная запись, сделанная в свидетельстве, в которой указываются особые условия, права или ограничения, включая отметку об уровне владения языком, и информация, относящаяся к этому свидетельству;
5) оценщик специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (далее – оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией и уполномоченное проводить проверку практических навыков специалистов технического обслуживания воздушных судов (далее - ТО ВС) с целью выдачи свидетельства авиационного персонала и внесения квалификационных и (или) специальных отметок;
6) специалист обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) - физическое лицо, имеющее специальную и (или) профессиональную подготовку, имеющее или претендующее на получение свидетельства авиационного персонала (диспетчер ОВД, диспетчер-инструктор ОВД, экзаменатор ОВД);
7) квалификация – сочетание знаний, навыков и отношения к выполняемым служебным обязанностям, требуемых для выполнения задачи на предписанном уровне;
8) квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение, являющаяся его неотъемлемой частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;
9) квалификационный экзамен – процедура оценки теоретических знаний и проверка практических навыков авиационного персонала, проводимая в целях определения или подтверждения уровня их квалификации и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности;
10) квалификационная проверка (proficiency check) – демонстрация умений, необходимых для продления квалификационных отметок, включая устный экзамен (если предусмотрено);
11) квалификационная комиссия (далее - комиссия) – постоянно действующий орган уполномоченной организации, осуществляющий деятельность в соответствии с ее положением, утверждаемым первым руководителем уполномоченной организации или лицом его замещающим;
12) компетентностная система подготовки и оценки – система подготовки и оценки авиационного персонала, для которой характерны ориентация на результаты, особое внимание к стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;
13) экзаменатор – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, назначенное уполномоченной организацией и уполномоченное проводить оценку теоретических знаний и проверку практических навыков авиационного персонала с целью выдачи или продления свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления квалификационных и (или) специальных отметок;
14) компетентность – измерение возможностей человека, используемое для достоверного прогнозирования успешного выполнения конкретной работы. Компетентность проявляется и наблюдается через действия, которые мобилизуют соответствующие знания, навыки и установки на осуществление деятельности или выполнение задач при определенных условиях;
15) экзаменатор уполномоченной организации – авиационный инспектор уполномоченной организации, осуществляющий контроль за деятельностью физических лиц, определяющих уровень квалификации авиационного персонала, назначенных уполномоченной организацией;
16) проверка летных навыков (skill test) – демонстрация практических навыков для получения свидетельства или внесения квалификационной отметки, включая также устные экзамены, которые могут потребоваться;
17) кандидат – физическое лицо, претендующий на прохождение квалификационного экзамена.
3. Уровень квалификации авиационного персонала определяется путем проведения квалификационного экзамена.
4. Обязательным условием проведения квалификационного экзамена является полное завершение кандидатом всех предшествующих процедур, предусмотренных квалификационными требованиями для выдачи или продления срока действия свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления срока действия квалификационной и (или) специальной отметки (обучение, стажировка, тренажерная подготовка, летная подготовка).
5. Оценка теоретических знаний и проверка практических навыков кандидата проверяются на соответствие:
1) Закона;
2) требованиям стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО).
6. В целях контроля и соблюдения требований настоящих правил при приеме экзаменов по дисциплинам ATPL и экзаменов по модульной подготовке специалистов по ТО ВС присутствует представитель уполномоченной организации.
7. Уровень квалификации авиационного персонала определяется экзаменатором или оценщиком, назначаемым уполномоченной организацией в соответствии с главой 7 настоящих Правил.
8. Уровень квалификации авиационного персонала легкой и сверхлегкой авиации, не участвующего в коммерческих воздушных перевозках, определяется постоянно действующими квалификационными комиссиями некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов воздушных судов в соответствии с настоящими Правилами.
Квалификационные комиссии некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов воздушных судов, осуществляют свою деятельность в соответствии с руководством по деятельности квалификационной комиссии некоммерческой организации согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
9. Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для выдачи свидетельства авиационного персонала, а также внесения и (или) продления срока действия квалификационной и (или) специальной отметки.
10. Экзаменатор (оценщик) осуществляет свою деятельность в соответствии с руководством для экзаменаторов (оценщиков), разработанным и утвержденным уполномоченной организацией согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
11. До проведения квалификационного экзамена экзаменатор (оценщик):
1) проверяет готовность необходимых технических средств и рабочих мест;
2) проверяет наличие необходимых тестовых заданий, контрольных листов;
3) ознакомляет кандидата с инструкцией по технике безопасности;
4) предупреждает кандидата о том, что начинать квалификационный экзамен можно только по указанию экзаменатора (оценщика);
5) проводит инструктаж кандидата о порядке проведения квалификационного экзамена.
12. Инструктаж кандидата о порядке проведения квалификационного экзамена содержит следующую информацию:
1) предупреждение кандидата о том, что ведется аудио-видео запись;
2) количество и наименование предметов (модулей), по которым будет проводиться квалификационный экзамен;
3) количество тестовых вопросов в задании;
4) время, выделенное на сдачу квалификационного экзамена;
5) пороговый уровень для успешного прохождения квалификационного экзамена;
6) порядок повторной сдачи квалификационного экзамена, в случае неуспешной сдачи, а также в случае нарушения требований пункта 20 настоящих Правил;
7) порядок подачи апелляционного заявления, в случае несогласия с результатом квалификационного экзамена.
13. Экзаменатор отвечает на вопросы кандидатов, касающиеся процедуры проведения квалификационного экзамена. Время инструктажа не входит во время выполнения квалификационного экзамена.
14. Записи на электронных и бумажных носителях, относящиеся к квалификационному экзамену, хранятся 5 (пять) лет.
Видеозапись проведения квалификационного экзамена хранится не менее 7 (семи) рабочих дней.
15. Экзаменатор (оценщик) не проводит квалификационный экзамен кандидату, в отношении которого он выступал инструктором в предшествующий экзамену период.
16. Экзаменатор или оценщик проводят квалификационный экзамен в отношении кандидата с целью выдачи или продления свидетельства авиационного персонала, внесения и (или) продления квалификационных и (или) специальных отметок, обладателями которых они являются.
17. Тестирование теоретических знаний с целью выдачи свидетельства авиационного персонала осуществляется уполномоченной организацией или по согласованию с уполномоченной организацией назначенным экзаменатором.
18. В случае невозможности продолжения оценки теоретических знаний или практических навыков вследствие непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия и т. п.), а также по причине технических неполадок оценка теоретических знаний и проверка практических навыков приостанавливается.
В этом случае экзаменатор оформляет акт о приостановлении процедуры оценки теоретических знаний по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, а квалификационной экзамен проводится в другое время в течение этого дня либо в другой день, согласно графику проведения квалификационных экзаменов.
19. Помещение для тестирования оснащается аппаратурой фиксации аудиовидеозаписи процесса оценки теоретических знаний, охватывающей в кадре кандидата, экзаменатора и монитор оборудования, на котором проводится тестирование.
20. Во время оценки теоретических знаний кандидаты не разговаривают с другими кандидатами, не обмениваются материалами, не используют информацию на бумажных, электронных и иных носителях, не покидают помещение, не используют принимающее-передающие электронные устройства (в том числе мобильные телефоны и иное электронное оборудование). Такие устройства подлежат отключению на время проведения оценки теоретических знаний.
21. В случае нарушения кандидатом требований пункта 20 настоящих Правил, экзаменатор останавливает процесс оценки теоретических знаний такого кандидата и аннулирует результаты его оценки.
22. Экзаменатор в день выявления нарушения, составляет акт о нарушении Правил определения уровня квалификации авиационного персонала (далее – акт о нарушении) по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
23. Кандидаты, в отношении которых был составлен акт о нарушении, проходят повторную оценку теоретических знаний не ранее чем через 12 (двенадцать) месяцев со дня нарушения.
24. По истечении отведенного времени оценка теоретических знаний автоматически завершается.
25. Подсчет правильных ответов осуществляется с помощью компьютерной программы тестирования автоматически.
26. Разработка тестовых заданий и их ежегодное обновление осуществляется экзаменатором, по согласованию с уполномоченной организацией.
27. Пороговый уровень для прохождения оценки теоретических знаний составляет не менее 75 %.
28. Оценка теоретических знаний различается по содержанию тестовых заданий, в зависимости от квалификации, на которую заявляет кандидат.
29. По результатам оценки теоретических знаний принимается одно из следующих решений:
1) аттестован;
2) не аттестован.
30. Кандидаты, получившие результаты оценки теоретических знаний ниже порогового уровня, установленного пунктом 27 настоящих Правил, допускаются к повторной оценке теоретических знаний после 10 (десяти) рабочих дней со дня прохождения оценки.
Количество попыток сдачи на прохождение оценки теоретических знаний не превышает 3 (трех) раз.
31. Кандидаты, не прошедшие оценку теоретических знаний с 3 (трех) попыток, перед повторным прохождением оценки проходят обучение в авиационном учебном центре (далее – АУЦ).
32. Кандидаты, успешно прошедшие оценку теоретических знаний, допускаются к проверке практических навыков.
33. Результаты оценки теоретических знаний предоставляются кандидатам в течение 2 (двух) рабочих дней со дня завершения оценки.
34. Результат оценки теоретических знаний содержит общие сведения о полученных оценках, заключение о пробелах в знаниях на основании неправильных ответов на вопросы.
35. В случае непрохождения этапа проверки практических навыков кандидат допускается к повторному прохождению данной проверки, при этом повторного прохождения оценки теоретических знаний не требуется.
36. Кандидаты, не прошедшие проверку практических навыков с трех попыток, проходят подготовку в АУЦ.
37. Поставщик аэронавигационного обслуживания обеспечивает экзаменаторов ОВД соответствующим помещением с интернетом, оборудованием, сейфом и мебелью.
Глава 2. Порядок определения уровня квалификации специалиста ОВД
Параграф 1. Оценка теоретических знаний специалистов ОВД
38. Компьютерная программа для тестирования теоретических знаний утверждается квалификационной комиссией уполномоченной организации.
39. Квалификационный экзамен для получения свидетельства диспетчера ОВД допускает совмещение с экзаменом, направленным на внесение квалификационной отметки, и не требует обязательного проведения двух и более отдельных квалификационных экзаменов.
40. Экзаменатор по персоналу ОВД осуществляет свою деятельность по определению уровня квалификации специалистов ОВД с целью:
1) выдачи свидетельства диспетчера ОВД;
2) внесения квалификационной и (или) специальной отметки;
3) продления срока действия квалификационной и (или) специальной отметки.
41. Оценка теоретических знаний специалистов ОВД осуществляется назначенным уполномоченной организацией экзаменатором автоматизированным способом на компьютерах.
42. Для прохождения оценки теоретических знаний кандидат представляет экзаменатору:
1) заявление на проведение квалификационного экзамена по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
2) копии документов специальной и профессиональной подготовки (оригиналы для сверки);
3) документ, удостоверяющий личность.
43. Экзаменатор убеждается в том, что кандидат прошел тренажерную подготовку в полном объеме, а задания на тренировку подписаны инструктором диспетчерского тренажерного центра.
44. После проверки на наличие полного пакета документов и соответствия кандидата установленным требованиям экзаменатор проводит квалификационный экзамен.
В случае неполноты представленных документов и несоответствия кандидата установленным требованиям экзаменатор не проводит квалификационный экзамен.
45. По результатам квалификационного экзамена, экзаменатор заполняет:
1) протокола проведения квалификационного экзамена диспетчера ОВД, диспетчера-инструктора и экзаменатора ОВД;
2) протокол проведения квалификационного экзамена оператора авиационной станции.
46. Результат оценки теоретических знаний действует в течение 3 (трех) месяцев.
Параграф 2. Проверка практических навыков специалистов ОВД
47. Для прохождения проверки практических навыков кандидат представляет экзаменатору по персоналу ОВД заявление на проведение квалификационного экзамена по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
48. При проведении проверки практических навыков с целью выдачи свидетельства, получения или продления квалификационных отметок, проверка проводится на рабочем месте специалиста службы ОВД, а в случае низкой интенсивности полетов (менее 20 % от пропускной способности рабочего места) на диспетчерском тренажере.
49. Проверка практических навыков для внесения или продления квалификационных отметок диспетчеров ОВД проводится по следующим основным критериям:
1) выполнение функций в соответствии с технологией работы и должностной инструкцией;
2) соблюдение правил фразеологии радиообмена;
3) осуществление контроля и планирования, правильность и своевременность действий в складывающейся воздушной обстановке;
4) анализ и обработка поступающей информации;
5) использование радиотехнических средств, оборудования рабочего места и авиационной электросвязи;
6) соблюдение инструкций по взаимодействию со смежными диспетчерскими пунктами, службами и органами, обеспечивающими и контролирующими полеты;
7) способность обеспечивать ОВД без радиолокационного контроля (при внесении или продления квалификационной отметки "procedural").
50. Проверка практических навыков для внесения или продления специальной отметки инструктора ОВД осуществляется по следующим технологическим операциям:
1) организация, планирование и проведение предварительной подготовки стажера;
2) определение готовности стажера к практической подготовке;
3) организация, планирование и проведение практической стажировки на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;
4) ведение установленной документации.
51. Проверка практических навыков для назначения или продления полномочий экзаменатором по персоналу ОВД осуществляется по следующим технологическим операциям:
1) организация и подготовка к проведению экзамена соответствующей категории квалификационной отметки;
2) проведение инструктажа и определение готовности кандидата к выполнению заданий;
3) проведение экзамена и объективность оценки кандидата;
4) ведение установленной документации.
52. Одновременное внесение двух и более квалификационных отметок не допускается, за исключением диспетчерских пунктов, требующих наличия нескольких квалификационных отметок.
53. Результат проверки практических навыков действует в течение 2 (двух) лет.";
пункт 61 исключить;
пункты 103 и 104 изложить в следующей редакции:
"103. Для назначения экзаменатором по летным экипажам, физическое лицо представляет в уполномоченную организацию следующие документы:
1) заявление в произвольной форме на имя руководителя уполномоченной организации с просьбой назначить экзаменатором по летному экипажу;
2) представление для членов летного экипажа по форме согласно приложению 16 к настоящим Правилам;
3) копию удостоверения личности (паспорта);
4) копию свидетельства и приложения к свидетельству члена летного экипажа;
5) копия действующего сертификата, подтверждающего прохождение курсов переподготовки на экзаменатора соответствующей квалификации;
6) копию действующего сертификата, подтверждающего прохождение курсов переподготовки на инструктора;
7) копию документа, подтверждающего налет в качестве летного инструктора в зависимости от квалификации экзаменатора;
8) копию листа оценки компетенции (Flight Crew Examiner Assessment of Competence) и акта летной проверки (License Proficiency Check), заполненного во время прохождения оценки компетенции экзаменатором.
104. Экзаменатор по летным экипажам, для продления полномочий, представляет в уполномоченную организацию следующие документы:
1) заявление в произвольной форме на имя руководителя уполномоченной организации с просьбой продлить полномочия экзаменатора по летному экипажу;
2) копию удостоверения личности (паспорта);
3) копию свидетельства и приложения к свидетельству члена летного экипажа;
4) копию действующего сертификата, подтверждающего прохождение курсов поддержания профессионального уровня экзаменатора по летному экипажу;
5) копию документа, подтверждающего проведение одной квалификационной проверки под контролем другого экзаменатора в течение срока назначения (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере);
6) копию документов, подтверждающих проведение не менее двух проверок в год в течение всего периода выполнения полномочий экзаменатора;
7) копию документа, подтверждающего налет в качестве летного инструктора в зависимости от квалификации экзаменатора;
8) копию листа оценки компетенции (Flight Crew Examiner Assessment of Competence) и акта летной проверки (License Proficiency Check), заполненного во время прохождения оценки компетенции экзаменатором.";
пункт 125 исключить;
пункт 126 изложить в следующей редакции:
"126. При отсутствии специалиста для проведения квалификационного экзамена, уполномоченной организацией назначается экзаменатор или оценщик с аналогичной по критериям квалификацией для его проведения, в следующих случаях:
1) освоения нового типа воздушного судна;
2) эксплуатации типов воздушных судов, имеющих ограниченное не восполняемое количество и не производящихся в настоящее время;
3) эксплуатации воздушного судна особого производства;
4) введения нового сектора обслуживания воздушным движением или диспетчерского пункта.";
приложение 6 и 7 исключить.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра транспорта Республики Казахстан |
С. Аблалиев |