ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2023 года № 464 "Об утверждении Правил разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33048) следующее изменение:
Правила разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Внести в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 472 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, Инструкции по формированию Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также внесению в него сведений" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33059) следующие изменения:
в Правилах ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:
пункты 9 и 10 в следующей редакции:
"9. Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов, нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции) направляются в ИЗПИ посредством информационной системы согласования проектов нормативных правовых актов (далее – ИССП) в электронном виде, на казахском и русском языках, автоматически в течение одного дня с момента их внесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов.
В случае отсутствия доступа к ИССП нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направляются государственными органами-разработчиками в ИЗПИ в бумажном и электронном виде в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в одном экземпляре на казахском и русском языках, заверенные печатью государственного органа и удостоверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, указанные в статье 35 Закона.
10. Нормативные правовые акты, указанные в части первой пункта 9 настоящих Правил, не подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции, направляются государственными органами в ИЗПИ в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня их подписания на казахском и русском языках, удостоверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, указанные в статье 35 Закона.";
Акты с пометками "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати" в течение десяти календарных дней со дня подписания на казахском и русском языках, удостоверенные электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, указанные в статье 35 Закона, направляются государственными органами в ИЗПИ в электронном виде в виде реквизитов.";
часть первую пункта 11 изложить в следующей редакции:
"11. Направление в ИЗПИ нормативных правовых актов в электронном виде, предусмотренных пунктом 8, частью второй пункта 9, а также пунктом 10 настоящих Правил, производится посредством системы электронного документооборота.".
3. Департаменту государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующих вице-министров юстиции Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Министр юстиции Республики Казахстан |
Е. Сарсембаев |
Приложение к приказу Министр юстиции Республики Казахстан от 30 мая 2025 года № 294 |
|
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2023 года № 464 |
Правила разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" (далее – Закон) и подпунктом 263) пункта 14 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120, и определяют порядок разработки, согласования, государственной регистрации нормативных правовых актов.
2. Разработка и согласование проектов нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, осуществляется с учетом требований Закона и настоящих Правил, в части размещения разработанных проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения, получения рекомендаций общественного совета, экспертных заключений Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и членов экспертного совета, иных предусмотренных законодательством заключений, направления, в том числе в виде реквизитов, на официальное опубликование в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также с уведомлением органов юстиции о принятии таких актов.
Глава 2. Порядок разработки проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов
Параграф 1. Инициация
3. Наличие компетенции на принятие нормативного правового акта в вышестоящем законодательстве является основным условием для инициирования разработки нормативных правовых актов.
При этом компетенция на принятие нормативного правового акта определяется с учетом пункта 1 статьи 24 и пункта 3 статьи 34 Закона
Государственный орган-разработчик до размещения разработанного проекта нормативного правового акта проводит оценку возможных общественно-политических, правовых, информационных и иных последствий его принятия.
4. Условием разработки нормативного правового акта о признании утратившим силу является одно или несколько из следующих случаев (в соответствии со статьей 27 Закона):
1) признание утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня либо исключение из него отдельных норм, для реализации которых принят нормативный правовой акт;
2) принятие нового нормативного правового акта, если положения нормативного правового акта противоречат включенным в новый нормативный правовой акт нормам права или поглощаются ими;
3) нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права.
5. В случае, когда нормативный правовой акт разрабатывается и утверждается разными органами, то разработчик после прохождения предрегистрационной государственной юридической экспертизы проекта в органах юстиции передает проект уполномоченному на принятие нормативного правового акта органу.
6. Иные органы, организации и граждане вносят предложения по разработке проектов нормативных правовых актов или передают на рассмотрение органов-разработчиков инициативные проекты.
Органы-разработчики могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов или признать их дальнейшую разработку и принятие нецелесообразными. Нормативные правовые акты разрабатываются на казахском и русском языках.
7. Качество разработки проектов нормативных правовых актов, соблюдение норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, аутентичность текстов на всех этапах разработки, согласования, предрегистрационной государственной юридической экспертизы, а также на казахском и русском языках обеспечиваются государственными органами-разработчиками.
Параграф 2. Требования к оформлению и содержанию
8. Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:
1) Государственный Герб Республики Казахстан;
2) указание на форму акта: приказ Министра; приказ руководителя центрального государственного органа; приказ руководителя ведомства; решение маслихата; постановление акимата; решение акима; постановление ревизионной комиссии и иную форму нормативного правового акта, предусмотренную Законом;
3) заголовок, обозначающий предмет регулирования нормативного правового акта;
4) место и дату принятия нормативного правового акта;
5) регистрационный номер нормативного правового акта;
6) подписи лица или лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты;
7) указание на дату и номер государственной регистрации в нормативных правовых актах, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан;
8) гербовую печать.
Реквизит, указанный в подпункте 1) настоящего пункта, размещается на самом электронном бланке.
Реквизиты нормативного правового акта, указанные в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, размещаются в электронной регистрационной контрольной карточке интранет-портала государственных органов (далее – ИП ГО) или информационной системы, используемой в нормотворчестве (далее – ИСН) и на электронном бланке.
Должность, фамилия и инициалы лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт на основании статьи 35 Закона, или лица, исполняющего его обязанности (далее – лицо, уполномоченное на подписание НПА), указываются государственным органом-разработчиком (в случае разработки совместного нормативного правового акта – основным ответственным государственным органом-разработчиком) в электронной регистрационной контрольной карточке.
Должность, фамилия и инициалы лица заинтересованного государственного органа, согласующего соответствующий нормативный правовой акт (в том числе по умолчанию), или лица, исполняющего его обязанности, указываются в электронной регистрационной контрольной карточке, на электронном бланке указываются реквизиты заинтересованного государственного органа.
Реквизитом, указанным в подпункте 8) настоящего пункта, является электронная регистрационная контрольная карточка.
Реквизиты, указанные в подпунктах 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта, размещаются в электронной регистрационной контрольной карточке.
Нормативный правовой акт на электронном бланке и электронная регистрационная контрольная карточка, а также прикрепляемые к нормативному правовому акту документы в виде отдельных файлов составляют единый электронный документ.
9. Каждая страница как основного, так и производного вида нормативного правового акта, включая приложения, нумеруется в середине верхнего поля листа без знаков препинания.
Первая страница основного вида нормативного правового акта не нумеруется.
Основной и производный вид нормативного правового акта содержат сквозную нумерацию страниц.
10. Пункты, главы, параграфы, разделы, подразделы располагаются по значимости в логической последовательности, а также с учетом хронологии этапов решения вопроса.
11. Пункты нормативного правового акта могут включать в себя подпункты, части и абзацы.
12. Заголовок нормативного правового акта обозначает предмет регулирования принимаемого нормативного правового акта.
13. В заголовке и по тексту нормативного правового акта не допускается перенос слов по слогам.
14. В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, должна содержаться ссылка на форму, дату принятия, регистрационный номер и заголовок акта.
В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт или нормативные правовые акты, в первую очередь указываются слова "изменений" или "изменения".
15. В случаях, когда необходимо разъяснить цели, основания принятия нормативного правового акта и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
Во вступительной части (преамбуле) нормативного правового акта приводятся ссылки на нормативные правовые акты Республики Казахстан, в реализацию которых принимается данный акт.
Вступительная часть (преамбула) не излагается в проектах нормативных правовых актов о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты.
16. Проекты нормативных правовых актов оформляются с учетом следующих параметров (с применением текстового редактора с расширением "docx"):
1) поля слева – 2,5 см, поля справа – 1,5 см, колонтитулы – 2,5 см;
2) шрифт – "Тimеs New Rоmаn" размером № 14 (в приложениях может быть использован шрифт меньшего размера, но не менее № 10);
3) межстрочный интервал – одинарный;
4) абзацный отступ (отступ первой строки) – 1,25 см.
Тексты нормативных правовых актов должны быть напечатаны единым шрифтом, без помарок, подчеркиваний и исправлений, орфографических и грамматических и пунктуационных ошибок.
17. В тексте нормативного правового акта отдельные слова и словосочетания не выделяются кроме его заголовка, заголовка параграфов, глав, подразделов, разделов, слов "СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ", "СОВМЕСТНЫЙ (ОЕ) ПРИКАЗ (РЕШЕНИЕ)", "СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ и ПРИКАЗ (РЕШЕНИЕ)", "ПРИКАЗЫВАЮ (ЕМ)", ("РЕШИЛ (И)", "ПОСТАНОВЛЯЕТ (ЕМ)"), должности, инициалов и фамилии подписывающего лица, которые пишутся выделенными буквами.
18. При ссылке на абзацы и части их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью).
19. При ссылке на нормативный правовой акт на казахском языке указываются в следующей последовательности: его заголовок, дата принятия, регистрационный номер и форма этого нормативного правового акта.
При ссылке на нормативный правовой акт на русском языке указываются в следующей последовательности: его форма, дата принятия, регистрационный номер и заголовок этого нормативного правового акта.
При ссылке на нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, в тексте дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов.
Аналогичным образом указываются реквизиты в тексте нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, а также признание их утратившими силу.
20. Структурный элемент нормативного правового акта может быть дополнен примечанием, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте нормативного правового акта без ущерба для смысла нормы права.
21. В случае, когда нормативный правовой акт принимается двумя или более государственными органами, решения которых оформляются в виде постановлений, указывается форма акта: "СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ".
В случаях, когда нормативные правовые акты принимаются двумя или более государственными органами, решения которых оформляются в виде приказов (решений), указывается форма акта: "СОВМЕСТНЫЙ (ОЕ) ПРИКАЗ (РЕШЕНИЕ)".
Если нормативный правовой акт принимается двумя или более государственными органами, решение одного из которых оформляется в виде постановления, а другого – в виде приказа (решения), указывается форма акта: "СОВМЕСТНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ и ПРИКАЗ (РЕШЕНИЕ)".
22. Нормативные правовые акты, принимаемые в виде совместных нормативных правовых актов, оформляются без использования официальных бланков.
23. При оформлении совместного акта Государственный Герб Республики Казахстан располагается посередине верхней части первого листа.
Место и дата принятия, а также регистрационный номер нормативного правового акта располагаются под каждым официальным наименованием государственного органа.
24. Новые структурные элементы, а также приложения включаются в текст нормативного правового акта под последующими порядковыми номерами за последним структурным элементом того же вида или между структурными элементами того же вида под дополнительными номерами, дублирующими номера, за которыми следуют, например: пункты 2-1, 2-2; подпункты 8-1), 8-2); раздел 5-1; приложения 3-1, 3-2, 3-3.
В случае если нормативный правовой акт дополняется приложением, в текст нормативного правового акта вносится норма о дополнении нормативного правового акта приложением.
25. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в один и тот же нормативный правовой акт, предусматриваются одним пунктом или подпунктом. Нормативные правовые акты, в которые вносятся изменения и (или) дополнения, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия.
При идентичных датах принятия нормативные правовые акты указываются в соответствии с их регистрационными номерами.
26. При постановке на утрату нормативного правового акта, подлежат признанию утратившими силу как основной нормативный правовой акт, так и нормативные правовые акты (или их структурные элементы), которыми в него были внесены изменения и (или) дополнения.
27. При признании утратившими силу трех и более нормативных правовых актов или их структурных элементов составляется перечень, оформляемый отдельным приложением.
28. Если в нормативном правовом акте признается утратившей силу большая по объему часть нормативного правового акта, то в перечень для признания утратившими силу включается весь нормативный правовой акт с оговоркой о структурных элементах, сохраняющих свою юридическую силу.
Если в нормативном правовом акте признается утратившей силу меньшая по объему часть нормативного правового акта, то в перечень для признания утратившими силу включаются только те структурные элементы, которые противоречат вновь принятому нормативному правовому акту либо поглощаются им.
В этих случаях объем нормативного правового акта определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона.
29. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения (графики, таблицы, схемы, карты, перечни и другие неотъемлемые части).
Если в нормативном правовом акте имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке упоминания приложений в тексте акта, за исключением случаев, когда к нормативному правовому акту имеется одно приложение.
Ссылка на приложение должна соответствовать названию самого приложения.
30. В правом верхнем углу первого листа производного нормативного правового акта либо приложения к основному нормативному правовому акту указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым он утвержден.
Параграф 3. Подготовка сопутствующих документов
31. К проекту нормативных правовых актов разрабатываются:
1) пояснительная записка по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Государственный орган-разработчик обеспечивает подробную и достоверную информацию по всем пунктам пояснительной записки.
2) сравнительная таблица прежней и новой редакции и указанием аргументированных обоснований, ссылок на нормы вышестоящих нормативных правовых актов, поручения вышестоящих государственных органов по каждому вносимому изменению и (или) дополнению и их выделением (в случае внесения изменений и (или) дополнений в действующий нормативный правовой акт) (далее – сравнительная таблица).
32. Проект нормативного правового акта согласовывается руководителем юридической службы (лицом, исполняющим обязанности) государственного органа-разработчика посредством электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), а в случае отсутствия юридической службы-руководителем соответствующего структурного подразделения (лицом, исполняющим обязанности), определенного ответственным за согласование соответствующего проекта нормативного правового акта, либо лицом, исполняющим функции юриста (далее – руководитель юридической службы).
Глава 3. Порядок согласования проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов
Параграф 1. Общие положения
33. Проекты разработанных нормативных правовых актов направляются на согласование в заинтересованные государственные органы и организации в рамках электронного документооборота посредством ИП ГО (ИСН) с приложением сравнительной таблицы и пояснительной записки, удостоверенные ЭЦП руководителя, заместителя руководителя центрального или местного органа либо руководителя аппарата соответствующего местного органа или акима либо лица, исполняющего его обязанности (далее -руководитель).
Согласование разработанного проекта нормативного правового акта заинтересованными государственными органами и организациями производится в течение десяти рабочих дней после дня его поступления, если иной срок не установлен законодательством.
При согласовании заинтересованными государственными органами и организациями ответы в электронном виде удостоверяются ЭЦП руководителя.
34. Согласование проекта нормативного правового акта, разработанного в связи с временными ограничительными мероприятиями по причине неблагополучной эпидемиологической ситуации, в том числе с карантином, либо в реализацию решений Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан, созданной в соответствии с Законом Республики Казахстан "О чрезвычайном положении" (далее – Государственная комиссия), производится в течение одного рабочего дня после дня его поступления.
35. По проекту совместного нормативного правового акта, органом, определенным основным ответственным, обеспечивается совместная разработка проекта совместного нормативного правового акта с органами-соавторами до его направления на согласование.
Параграф 2. Согласование с государственными органами и получение заключений
36. Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями, в том числе путем получения заключений, осуществляется до его принятия.
При этом заинтересованность государственных органов в согласовании проекта нормативного правового акта устанавливается исходя из следующих условий:
1) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, когда такое согласование является обязательным;
2) проект нормативного правового акта содержит нормы, которые затрагивают регулируемую сферу заинтересованного органа.
37. По итогам рассмотрения проекта нормативного правового акта согласующий заинтересованный государственный орган или организация представляют один из следующих вариантов ответа:
1) согласовать;
2) вернуть на доработку;
3) отказать в согласовании;
4) отказать в согласовании (вне компетенции государственного органа, организации).
38. В случае ответа о возврате на доработку или отказе в согласовании представляются конкретные замечания и (или) предложения с обоснованиями и (или) предлагаемыми редакциями соответствующих норм рассмотренного проекта нормативного правового акта, которые должны относиться непосредственно к компетенции согласующего государственного органа.
Проект нормативного правового акта, по которому получен отказ в согласовании от заинтересованного государственного органа, не вносится в органы юстиции.
39. При согласии с рекомендациями, замечаниями и предложениями заинтересованных государственных органов, организации, полученными в ходе согласования, государственный орган-разработчик дорабатывает проект нормативного правового акта.
Повторное согласование проекта нормативного правового акта, доработанного с учетом полученных рекомендаций, замечаний и предложений, а также в случае несогласия с ними, производится в течение пяти рабочих дней после дня его поступления на повторное согласование, а по проектам, указанным в пункте 34 настоящих Правил, – в течение одного рабочего дня.
В случае несогласия с полученными рекомендациями, замечаниями и предложениями с учетом требований пункта 36 настоящих Правил:
1) орган-разработчик проводит согласительные консультации с соответствующими заинтересованными государственными органами и (или) организациями;
2) к разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются ответы государственного органа-разработчика в адрес заинтересованных организаций с соответствующими обоснованиями.
40. В случае непредставления заинтересованным государственным органом или организацией ответа в установленный срок проект нормативного правового акта считается согласованным без замечаний.
Параграф 3. Предрегистрационная государственная юридическая экспертиза нормативного правового акта органами юстиции
41. Проекты нормативных правовых актов, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции на основании статьи 35-1 Закона, после согласования всеми заинтересованными государственными органами и организациями подлежат обязательной предрегистрационной государственной юридической экспертизе в органах юстиции.
Проекты нормативных правовых актов центральных государственных и местных органов направляются на предрегистрационную государственную юридическую экспертизу в Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции).
42. При направлении в органы юстиции к разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются:
1) сравнительная таблица (в случае внесения изменений и (или) дополнений в действующий нормативный правовой акт) и пояснительная записка;
2) результаты согласования с заинтересованными государственными органами и организациями;
3) результаты публичного обсуждения;
4) заключения, рекомендации, результаты экспертиз, обязательность которых предусмотрена законодательством, регулирующим правоотношения в соответствующей сфере, за исключением проектов, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил.
43. На предрегистрационную государственную юридическую экспертизу в органы юстиции в посредством ИП ГО (ИСН) разработанный проект нормативного правового акта и прилагаемые к нему документы направляются в формате *docx на казахском и русском языках, удостоверенные ЭЦП руководителя.
44. По итогам рассмотрения проекта нормативного правового акта органы юстиции представляют один из следующих вариантов ответа:
1) согласовать;
2) вернуть на доработку;
3) вернуть на доработку по юридической технике (по замечаниям, связанным с несоблюдением юридической техники и не влекущим изменение смыслового содержания проекта нормативного правового акта). После доработки такие проекты направляются в органы юстиции без повторного согласования с другими заинтересованными органами и организациями.
В случае, когда при доработке в проект нормативного правового акта вносятся исправления, влекущие изменение его смыслового содержания, государственный орган-разработчик проводит повторное согласование проекта нормативного правового акта согласно пункту 36 настоящих Правил;
4) отказать в согласовании.
45. Результат предрегистрационной государственной юридической экспертизы органами юстиции проектов нормативных правовых актов удостоверяется ЭЦП Министра юстиции Республики Казахстан либо вице-министра юстиции Республики Казахстан.
46. После дня получения ответа о согласовании без замечаний от органов юстиции проект нормативного правового акта считается окончательно согласованным.
Глава 4. Принятие и государственная регистрация нормативных правовых актов
Параграф 1. Общие положения
47. Принятие осуществляется в отношении окончательно согласованного проекта нормативного правового акта.
48. После получения согласования органов юстиции единоличный орган не позднее 10 рабочих дней, а коллегиальные органы – не позднее 20 рабочих дней, принимает нормативный правовой акт с присвоением номера и даты.
49. Нормативный правовой акт принимается посредством ИП ГО (ИСН) и автоматически направляется на государственную регистрацию.
В государственном органе принятие нормативного правового акта в рамках электронного документооборота удостоверяется ЭЦП лица, уполномоченного на подписание НПА.
Руководитель юридической службы государственного органа, принимающего нормативный правовой акт, согласовывает нормативный правовой акт ЭЦП.
Параграф 2. Особенности принятия совместных актов
50. Принятие совместного нормативного правового акта производится путем утверждения в электронном виде двумя и более государственными органами, совместно принимающими данный нормативный правовой акт.
Основной ответственный государственный орган-разработчик посредством ИП ГО (ИСН) направляет другим уполномоченным государственным органам совместный нормативный правовой акт.
Принятие совместного нормативного правового акта удостоверяется ЭЦП лиц, уполномоченных на подписание НПА.
51. Отметки о принятии совместного нормативного правового акта, а также дата и номер принятия указываются в электронной регистрационной контрольной карточке напротив слов "НОМЕР И ДАТА ПРИНЯТИЯ НПА" и официального наименования каждого уполномоченного государственного органа в отдельности, ранее включенных основным ответственным государственным органом-разработчиком в электронную регистрационную контрольную карточку.
Заполнение электронной регистрационной контрольной карточки принятого совместного нормативного правового акта производится автоматически под контролем основного ответственного государственного органа-разработчика.
52. Принятие совместного нормативного правового акта соавтором производится в течение трех рабочих дней с даты его поступления по ИП ГО (ИСН).
Параграф 3. Государственная регистрации нормативных правовых актов
53. На государственную регистрацию в органы юстиции нормативный правовой акт представляется в виде электронного документа в следующих частях:
1) содержательная часть нормативного правового акта на электронном бланке в формате *docx;
2) содержательная часть прилагаемых файлов в форматах, предусмотренных Правилами документирования;
3) реквизитная часть посредством сформированной электронной регистрационной контрольной карточки.
54. По результатам проведенной юридической экспертизы орган юстиции в течение 5 рабочих дней после дня поступления нормативного правового акта принимает один из следующих решений:
1) зарегистрировать;
2) вернуть на доработку;
3) отказать в регистрации.
55. В случае выявления несоответствий требованиям законодательства, поступивший на государственную регистрацию нормативный правовой акт возвращается государственному органу-разработчику или основному ответственному государственному органу-разработчику в целях доработки и не требует пересогласования с заинтересованными государственными органами и организациями.
Поступивший нормативный правовой акт может быть отозван непосредственно государственным органом-разработчиком или основным ответственным государственным органом-разработчиком в целях его доработки.
Доработка возращенного или отозванного нормативного правового акта производится в срок не более 5 рабочих дней.
56. Возращенный на доработку либо отозванный нормативный правовой акт проходит повторную предрегистрационную государственную юридическую экспертизу в органах юстиции.
57. Органы юстиции отказывают в государственной регистрации нормативного правового акта в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 35-1 Закона, и направляют по ИП ГО (ИСН) в государственные органы письмо с указанием причин отказа.
58. При получении отказа в государственной регистрации, нормативный правовой акт отменяется государственным органом-разработчиком, а по совместным актам – также органами соавторами, и соответствующие сведения вносятся в электронную регистрационную контрольную карточку в течение пяти рабочих дней после дня отказа в государственной регистрации.
Коллегиальные государственные органы и маслихаты вносят сведения об отмене нормативного правового акта в электронную регистрационную контрольную карточку в течение пяти рабочих дней после дня утверждения на очередном (внеочередном) заседании или сессии.
59. Государственная регистрация нормативного правового акта, принятого в реализацию протокольных решений Государственной комиссии, а также временных постановлений Правительства Республики Казахстан, имеющих силу закона, разработанных в соответствии с пунктом 15 статьи 17-1 Закона, осуществляется в течение одного рабочего дня после дня поступления такого акта в органы юстиции.
60. Дата и номер государственной регистрации в ИП ГО (ИСН) автоматически присваиваются нормативному правовому акту при принятии решения о государственной регистрации такого акта Министром юстиции Республики Казахстан или его заместителем (вице-министром), и отражаются в электронной регистрационной контрольной карточке.
61. Сведения о государственной регистрации нормативного правового акта автоматически вносятся в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Глава 5. Применение принципов "умного регулирования" и Аджайл (Agile) при разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов центральных государственных органов
62. В целях применения положений настоящей главы под "умным регулированием" понимается применение следующих принципов правовой политики:
1) разумное регулирование;
2) прозрачное регулирование;
3) доказательное регулирование;
4) результативное регулирование;
5) защита прав, свобод и законных интересов человека.
63. Под разумным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:
1) регулирование общественной деятельности применяется как крайняя мера при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни, поскольку количество регуляторных мер, превышающих разумный предел, создает регуляторное бремя для ее адресатов;
2) при решении задач, стоящих перед разработчиком, важно в первую очередь искать альтернативные способы, не связанные с регуляторным вмешательством;
3) при необходимости введения регуляторных мер они изучаются на предмет приемлемости для достижения предполагаемых целей и наименьшей степени ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
4) предлагаемые меры демонстрируют преимущественный уровень положительного влияния, а также учитывают побочные негативные последствия;
5) достижение максимальной эффективности государственного регулирования при минимальных затратах финансовых, кадровых и организационно-технических ресурсов благодаря применению современных информационно-коммуникационных технологий.
64. Под прозрачным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:
1) регулятор обеспечивает формирование множественных точек доступа стейкхолдеров, в том числе посредством развития и применения новых инструментов, обеспечивающих учет интересов всех сторон, кого потенциально затронет вводимое регулирование;
2) при принятии решения выбирается наиболее оптимальный баланс интересов всех сторон с соблюдением принципов отраслевой политики постоянного характера, что способствует принятию наиболее оптимального решения, снижает степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования;
3) минимизация использования бланкетных способов формирования правовых норм.
65. Под доказательным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:
1) доказательный подход становится одним из основных векторов развития ведомственного регулирования;
2) в целях повышения качества ведомственного регулирования регуляторные решения основываются на надежных и объективных данных, в том числе научных и экспертных исследованиях, результатах изучения общественного мнения, статистических данных;
3) сведения, демонстрирующие преимущество того или иного способа регулирования, доступными для проверки.
Ввиду этого неотъемлемым элементом правовой политики является формирование широкой доказательной базы посредством сбора, хранения, обработки, анализа количественных данных и управления ими.
66. Под результативным регулированием в сфере ведомственного регулирования понимается следующее:
1) системная ретроспективная оценка мер правового регулирования, которая не носит эпизодический характер;
2) систематический мониторинг эффектов, вызванных введенным регулированием на предмет действенности и соответствия заявленным целям;
3) клиентоцентричность регулирования, предполагающее максимальное удовлетворение интересов и потребностей адресатов;
4) в случае недостижения предполагаемого результата принятие мер, направленных на совершенствование первичных регуляторных подходов.
67. Основным принципом первоочередной и эффективной защиты во всех сферах общественной и государственной жизни является реализация конституционного положения о том, что права и свободы человека определяют содержание нормативных правовых актов.
Важным аспектом недопущения различного рода нарушений служит соблюдение основных прав, свобод и обязанностей, закрепленных разделом II "Человек и гражданин" Конституции, а также настоящих Правил при разработке, согласовании и принятии нормативных правовых актов.
Для выстраивания и упорядочивания функций, ориентированных на потребности населения, создания и справедливого распределения общественных благ проводится постоянное развитие ведомственного регулирования посредством проведения реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов.
68. Государственные органы – разработчики, заинтересованные в эффективном межведомственном взаимодействии, прикладывают к проекту нормативного правового акта чек-лист соблюдения принципов "умного регулирования" согласно приложению 3 к настоящим Правилам и описание модели бизнес-процесса вводимого регулирования (нотация и моделирование бизнес-процессов БиПиЭМЭН (BPMN), блок-схемы Флоучарт (Flowchart), Унифицированная Система Моделирования (UML), интеллект-карты, либо иной удобный для разработчика инструмент) для выстраивания релевантного текста регулирования и облегчения понимания положений разрабатываемых проектов нормативных правовых актов.
69. По проектам нормативных правовых актов, содержащим чек-лист и схемы регулирования в виде смоделированных бизнес-процессов, допускается проведение предметных согласительных процедур между государственным органом – разработчиком и органами юстиции, а также использование иных Аджайл (Agile) инструментов, включая гибкие и итеративные подходы для выработки единого решения.
При согласовании проектов нормативных правовых актов применение Аджайл (Agile) обеспечивает гибкость и адаптивность процесса доработки проекта нормативного правового акта.
70. По нормативному правовому акту, прошедшему государственную регистрацию в органах юстиции, государственный орган – разработчик в течение 5 (пяти) рабочих дней размещает на своем официальном интернет-ресурсе описание модели бизнес-процесса вводимого регулирования.
71. В целях дальнейшего улучшения качества ведомственного регулирования и вовлеченности заинтересованных сторон, органы юстиции ведут учет работы с применением принципов "умного регулирования" и Аджайл (Agile).
Приложение 1 к Правилам разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов |
|
Форма |
Пояснительная записка к проекту
_______________________________________________________________
наименование проекта
1. Наименование государственного органа-разработчика.
2. Основания для принятия проекта нормативного правового акта со ссылкой на соответствующие правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения Президента, руководства Администрации Президента, Правительства и Аппарата Правительства и (или) другие обоснования необходимости его принятия.
3. Необходимость финансовых затрат по проекту нормативного правового акта и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае, предусмотренным бюджетным законодательством – решение соответствующей бюджетной комиссии (соответствующие расчеты, ссылка на источник финансирования, копия решения соответствующей бюджетной комиссии в обязательном порядке прикладываются к пояснительной записке).
4. Предполагаемые социально-экономические, правовые и (или) иные последствия для широкого круга населения в случае принятия проекта нормативного правового акта, а также влияние положений проекта нормативного правового акта на обеспечение национальной безопасности.
5. Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов с их подробным описанием для отдельных потенциальных стейкхолдеров (государство, бизнес-сообщество, население, иные категории).
6. Необходимость приведения законодательства в соответствие с вносимым проектом нормативного правового акта в случае его принятия (указать требуется ли принятие других правовых актов или внесение изменений и (или) дополнений в действующие акты) либо отсутствие такой необходимости.
7. Соответствие проекта нормативного правового акта международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан.
8. Результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие проекта нормативного правового акта, влекущего такие изменения.
Приложение 2 к Правилам разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов |
|
Форма |
Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов
№ | Дата государственной регистрации | Номер государственной регистрации | Наименование государственного органа (- ов), принявшего (-их) НПА | Дата принятия, регистрационный номер и наименование НПА | Номер и дата государственной регистрации, предусматривающий внесение изменения (-ий) и (или) дополнения (-ий) в НПА | Номер и дата государственной регистрации, предусматривающий приостановление действия НПА (или его структурного элемента) | Номер и дата государственной регистрации, предусматривающий признание утратившим (-ими) силу НПА (или его структурного элемента) | Дата вступления в силу решения суда об отмене государственной регистрации НПА с указанием даты и номера решения суда | Иные сведения |
1 |
Сведения о нормативном правовом акте включаются автоматически в электронный реестр после присвоения номера государственной регистрации нормативного правового акта в хронологическом порядке.
При этом при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента к номеру государственной регистрации присваивается соответствующий индекс региона: г. Астана – 01, г. Алматы – 02, Акмолинская область – 03, Актюбинская область – 04, Алматинская область – 05, Атырауская область – 06, Западно-Казахстанская область – 07, Жамбылская область – 08, Карагандинская область – 09, Костанайская область – 10, Кызылординская область – 11, Мангистауская область – 12, Туркестанская область – 13, Павлодарская область – 14, Северо-Казахстанская область – 15, Восточно-Казахстанская область – 16, г. Шымкент – 17, область Абай – 18, область Жетісу – 19, область Ұлытау – 20.
Приложение 3 к Правилам разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов |
|
Форма |
Чек-лист соблюдения принципов "умного регулирования"
№ п/п | Название принципа "умного регулирования" | Орган – разработчик в свободной форме излагает о применении принципа при введении регулирования |
1 | разумное регулирование | |
2 | прозрачное регулирование | |
3 | доказательное регулирование | |
4 | результативное регулирование | |
5 | защита прав, свобод и законных интересов человека |