Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2023 года № 1039 "Об утверждении Концепции военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года" следующие изменения:
в заголовок вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 1 вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
|
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
| Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2025 года № 937 |
|
| Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2023 года № 1039 |
Концепция
военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года
Содержание
Раздел 1. Паспорт
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Раздел 3. Обзор международного опыта
Раздел 4. Видение дальнейшего развития военно-патриотического воспитания молодежи
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития
Направление 1. Совершенствование структуры органов военно-патриотической работы
Направление 2. Повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов военно-патриотического воспитания, совершенствование форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи
Направление 3. Формирование и развитие патриотических качеств у молодежи, воспитание их на основе традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан
Направление 4. Развитие материальной базы для военно-патриотического воспитания молодежи
Направление 5. Информационное обеспечение военно-патриотического воспитания молодежи
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
1. План действий по реализации Концепции военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года
Раздел 1. Паспорт
1. Наименование |
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года |
2. Основание для разработки | Пункт 2.5 протокола Всеармейского совещания под председательством Президента Республики Казахстан от 5 мая 2023 года № 23-01-13.1. |
3. Государственные органы, ответственные за разработку и реализацию Концепции |
Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство культуры и информации Республики Казахстан, Министерство просвещения Республики Казахстан, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, Служба государственной охраны Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, местные исполнительные органы |
4. Сроки реализации | 2024 – 2030 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Организация работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Республике Казахстан осуществляется центральными государственными и местными исполнительными органами, а также общественными объединениями в пределах их компетенции.
Основными координаторами данного процесса выступают министерства обороны, просвещения, местные исполнительные органы и республиканские общественные объединения. В целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи в 2015 году при Министерстве обороны был создан Национальный военно-патриотический центр Вооруженных Сил, ставший координационным органом в данной сфере. На его базе в 2018 году учреждено республиканское детско-юношеское военно-патриотическое движение "Жас сарбаз" (далее – движение "Жас сарбаз"). На момент создания движение объединяло 73164 ребенка, охваченных через 2828 военно-патриотических клубов. В настоящее время движение имеет структурные подразделения – филиалы в 17 областях и 3 городах республиканского значения.
При образовательных организациях действует 388 кружков "Smart-sarbaz", в которых занимаются около 6500 воспитанников. Деятельность кружков ориентирована на формирование научно-технического мышления, развитие инженерных навыков и подготовку молодежи к созданию собственных технологических решений. Обучение ведется с использованием современных цифровых технологий, включая элементы виртуальной и дополненной реальности, что позволяет сочетать традиционные формы патриотического воспитания с инновационными образовательными практиками.
Ежегодно проводятся учебно-методические сборы с председателями региональных филиалов движения "Жас сарбаз", руководителями клубов и преподавателями начальной военной подготовки. Это способствует повышению профессионализма специалистов в сфере военно-патриотического воспитания и внедрению новых форм работы с молодежью. Только в 2024 году центральными и местными исполнительными органами было проведено около 46,8 тыс. мероприятий военно-патриотической направленности, среди которых акции, военно-спортивные и военно-тактические игры, встречи с ветеранами Вооруженных Сил, а также чемпионаты и конкурсы с использованием цифровых технологий.
Особое место в системе мероприятий занимает ежегодный республиканский военно-патриотический сбор молодежи "Айбын" (далее – сбор). Отбор участников проходит в несколько этапов – от районного до республиканского уровня, а в заключительном этапе участвуют лучшие команды, представляющие школы, специализированные учебные заведения: республиканские школы "Жас улан", военные школы-интернаты, а также военно-патриотические клубы при воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. В 2019 – 2025 годах в его мероприятиях принимал участие Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Токаев К.К. С 2022 года сбор проводится в международном формате, в 2025 году участие в нем приняли команды из шести стран: Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Важным шагом в институционализации этой деятельности стало создание в январе 2025 года при Министерстве обороны Республиканского координационного совета по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в состав которого вошли первые руководители заинтересованных государственных органов, акимы областей и городов республиканского значения.
В рамках реализации Единой программы воспитания "Адал азамат", принятой в 2024 году, в образовательных организациях систематически внедряются патриотические практики: исполнение Государственного Гимна, проведение тематических мероприятий, встречи с военными специалистами и ветеранами. На сегодняшний день в системе образования функционирует 514 военно-патриотических классов и 24 кадетских класса, а также 5 специализированных военных школ-интернатов, что свидетельствует о расширении инфраструктуры военно-патриотического воспитания. Особое значение имеет предмет начальной военной подготовки, которым охвачено более 700 тыс. учащихся 10-11 классов и студентов колледжей. Данный предмет выполняет системообразующую функцию, обеспечивая формирование базовых военных знаний и навыков, развитие дисциплины, чувства долга перед Родиной, лидерских качеств и ответственности.
Вместе с тем наряду с достигнутыми результатами сохраняются проблемы, которые сдерживают дальнейшее развитие системы военно-патриотического воспитания. К ним относятся недостаточная координация между государственными органами, местными исполнительными органами и общественными объединениями, что приводит к разрозненности усилий; ограниченность методической базы и сложность подготовки квалифицированных кадров в образовательных учреждениях; недостаточность материально-технического и финансового обеспечения клубов и специализированных классов; слабая интеграция военно-патриотических мероприятий с общей системой воспитательной работы в школах; а также недостаточное использование цифровых и медийных инструментов для популяризации воинской службы и продвижения патриотических ценностей в молодежной среде.
Анализ текущей ситуации свидетельствует о том, что дальнейшее развитие военно-патриотического воспитания требует системной, целенаправленной работы, усиления межведомственной координации и комплексного подхода, обеспечивающего устойчивое повышение эффективности воспитательной деятельности.
Раздел 3. Обзор международного опыта
Международный опыт военно-патриотического воспитания молодежи демонстрирует, что устойчивое формирование гражданственности и готовности к защите Родины возможно лишь при системном сочетании истории, традиций, ценностей и современных образовательных форматов. В большинстве стран вопросы патриотического воспитания являются частью государственной политики и воспринимаются как стратегическая задача обеспечения национальной безопасности и сплоченности общества. Для Казахстана ценность данного опыта состоит в возможности адаптировать лучшие практики к национальным условиям, учитывая культурные особенности и стратегические приоритеты.
Особый интерес представляет опыт государств региона, близких по историко-культурному и социальному контексту.
В Узбекистане центральным элементом военно-патриотического воспитания является движение "Ватан Таянчи", охватывающее всех учащихся старших классов общеобразовательных школ. Руководство движением осуществляется напрямую заместителем министра обороны, что показывает значимость институционализации молодежных объединений и их прямой связи с государственными органами. Опыт Узбекистана демонстрирует возможности для расширения организационного потенциала движения "Жас сарбаз" и увеличения охвата молодежи.
В Кыргызстане патриотическое воспитание тесно связано с задачами укрепления межэтнического согласия и уважения к традициям Вооруженных сил, что имеет особую актуальность и для Казахстана как многонационального государства.
В Турции патриотизм выступает основой национальной идентичности, а армия занимает ключевое место в общественном сознании, что формирует сильную связь общества и государства. Такой гармоничный союз между обществом и государством, основанный на взаимном уважении, ответственности и любви к Родине, служит примером эффективной гражданской солидарности.
В Беларуси важнейшей составляющей патриотического воспитания выступает семья, которая при государственной поддержке – через специальные программы и методическую помощь родителям – становится ключевым звеном передачи ценностей и формирования ответственности у молодежи. Данный опыт представляет интерес в контексте сохранения культурной идентичности, укрепления института семьи и формирования патриотических ценностей.
В России выстроена комплексная система военно-патриотического воспитания: специализированные центры, оборонно-спортивные лагеря, присвоение почетных наименований образовательным организациям. Этот механизм стимулирует школы, колледжи и вузы к активному развитию патриотического воспитания, повышает их престиж в обществе и создает здоровую конкуренцию за статус лучших образовательных учреждений в области гражданско-патриотического формирования молодежи.
В Китае патриотическое воспитание строится на регулярном обновлении программ, акценте на культурно-историческом наследии и развитии разнообразных форм активного вовлечения молодежи. Широкий охват и планомерный подход позволяют значительно повысить качество и результативность военно-патриотического воспитания, способствуя формированию у молодежи стойких гражданских и патриотических ориентиров.
Перечисленные зарубежные практики демонстрируют ценность системного подхода к военно-патриотическому воспитанию, когда воспитательная деятельность интегрирована в ключевые государственные институты и охватывает разные уровни общества – от семьи до системы образования.
Сравнительный анализ опыта других стран позволяет обобщить направления военно-патриотического воспитания.
Историко-патриотическое направление. Одними из ключевых компонентов военно-патриотического воспитания являются изучение истории и формирование уважения к прошлому страны. Так, в Китае и России действуют программы, включающие уроки мужества, реконструкцию исторических сражений и массовые экскурсии в музеи военной славы.
Военно-спортивная подготовка. В Южной Корее и Израиле действуют специализированные программы допризывной подготовки (военно-спортивные лагеря, марш-броски и т.д.), что позволяет обеспечить высокий уровень физической и психологической готовности к службе.
Духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание в Японии и Германии акцентирует внимание на коллективизме, уважении к старшим и социальной ответственности, демонстрируя важность долгосрочных социальных инициатив для формирования устойчивых ценностей.
Гражданская активность и участие в общественной жизни. Опыт стран Европейского Союза и Соединенных Штатов подчеркивает ценность институционализированного участия молодежи в общественной жизни – от молодежных парламентов до инициативных проектов, реально влияющих на принятие решений.
Информационно-просветительская работа. Особую актуальность приобретает информационно-просветительское направление с использованием цифровых технологий. Опыт Финляндии и Эстонии показывает, что цифровые технологии могут быть не только инструментом коммуникации, но и использоваться как полноценные образовательные и культурные платформы, способствующие формированию национальной идентичности и гражданской ответственности.
Сотрудничество с военными организациями. Значимой является и практика прямого взаимодействия молодежи с армией, характерная для Турции и Израиля, где учащиеся знакомятся с воинской службой через экскурсии, совместные учения и наставничество. Такие практики помогают не только познакомиться с условиями и требованиями службы, но и воспитывают уважение к традициям и ценностям Вооруженных сил.
Таким образом, международный опыт показывает, что успешные системы военно-патриотического воспитания строятся на комплексном подходе, объединяющем историко-культурное наследие, физическую подготовку, духовные ценности, активное гражданское участие, цифровые технологии и практическое взаимодействие с армией. Казахстан уже реализует многие из этих практик и обладает потенциалом для их дальнейшего развития.
Раздел 4. Видение дальнейшего развития военно-патриотического воспитания
Современное военно-патриотическое воспитание должно развиваться в условиях глубоких социальных и технологических изменений, которые формируют новые требования к личности гражданина Казахстана. Перед государством стоит задача не только сохранить традиции и ценности, но и подготовить молодежь к вызовам времени. В этом контексте идея Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, озвученная на третьем заседании Национального курултая "Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс", приобретает особую значимость. Концепция "Адал азамат" отражает образ гражданина, для которого честность, трудолюбие и справедливость являются не только личными качествами, но и основой общественного доверия и устойчивости государства.
Молодежь является главным ресурсом и будущим страны. Честность, трудолюбие, уважение к закону и готовность служить Родине должны стать неотъемлемыми чертами характера молодого казахстанца. Современный гражданин Казахстана – это образованный, инициативный и морально устойчивый человек, способный к ответственному выбору и активной гражданской позиции. Военно-патриотическое воспитание должно отвечать вызовам нового времени и включать современные направления: использование беспилотных летательных аппаратов, основы кибербезопасности, защиту информационного пространства и другие технологические аспекты, составляющие оборонный потенциал страны.
Неотъемлемой задачей является повышение роли преподавателей начальной военной подготовки. Их профессиональный статус и методическая база должны соответствовать современным требованиям. В образовательные программы подготовки необходимо включать цифровые технологии, симуляционные тренажеры, VR/AR и другие инновационные инструменты. Одновременно важно формировать методические рекомендации для колледжей и вузов, особенно на базе военных кафедр, чтобы готовить студентов не только к службе, но и к аналитическому мышлению, технической подготовке и пониманию актуальных угроз. Значимое место в воспитательном процессе занимает национальная история. Популяризация образов героев, защищавших Родину, через памятные даты и культурно-образовательные мероприятия, такие как "Дни батыров", способствует укреплению связи поколений и формированию у молодежи чувства гордости и ответственности.
Военно-патриотическое воспитание должно стать органичной частью Единой программы воспитания "Адал азамат", что обеспечит системность мероприятий, преемственность между уровнями образования и соответствие общегосударственным ценностям. Важным элементом является устойчивое взаимодействие образовательных организаций с воинскими частями, Национальной гвардией и Пограничной службой. Учебно-полевые сборы, военные игры и экскурсии позволят молодежи приобрести практические навыки и осознанное отношение к воинской службе.
Развитие данной системы невозможно без современной инфраструктуры. Электронные тиры, средства связи, оборудование для практических занятий и технического моделирования должны стать обязательной частью образовательной среды. Кружки технического творчества, включая дроноведение, программирование и аэромоделизм, будут способствовать не только патриотическому воспитанию, но и цифровой трансформации образования. Использование цифровых технологий должно охватывать все уровни воспитательной работы. Создание виртуальных тренажеров, VR/AR-сценариев, мобильных приложений и чат-ботов с элементами геймификации, а также активное распространение патриотического контента в социальных сетях через видеоролики, подкасты, челленджи и блоги обеспечат современный формат взаимодействия с молодежью.
Формирование культуры здорового образа жизни должно стать частью воспитательной практики. Утренняя гимнастика, школьные соревнования, фестивали, смотры строя и песни не только укрепляют здоровье, но и формируют дисциплину, чувство коллективизма и национальной гордости.
Важными направлениями являются сотрудничество школ и колледжей с военными вузами, проведение встреч, профориентационных мероприятий и дней открытых дверей.
Таким образом, развитие военно-патриотического воспитания в Казахстане должно сочетать традиционные ценности и современные подходы, объединяя духовно-нравственные, образовательные, социальные и технологические компоненты. Реализация данной концепции позволит сформировать поколение граждан, готовых с честью и достоинством выполнять свой долг перед Родиной, что станет важнейшей основой устойчивости и безопасности государства.
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития
Военно-патриотическое воспитание молодежи представляет собой системный и целенаправленный процесс, ориентированный на формирование у подрастающего поколения высокого уровня патриотического сознания, готовности к защите Родины, уважения к истории, культуре и традициям страны. Его содержание опирается на ключевые ценности, которые задают смысловую основу воспитательной работы и определяют ее стратегическое направление.
Ключевые ценности военно-патриотического воспитания:
1. Независимость и патриотизм. Формирование у молодежи чувства гордости за независимость Казахстана, любви к Родине и готовности защищать ее интересы является фундаментом патриотического сознания.
2. Единство и солидарность. Укрепление гражданской общности, уважение к истории, культуре и традициям народа Казахстана обеспечивают чувство национального единства и солидарности вне зависимости от этнической принадлежности.
3. Справедливость и ответственность. Развитие правовой культуры, честности и стремления к справедливому обществу способствует воспитанию ответственности у молодежи и укреплению доверия в обществе.
4. Закон и порядок. Привитие дисциплины, уважения к Конституции и следование установленным нормам общественной жизни создают прочную основу для формирования правового государства.
5. Трудолюбие и профессионализм. Воспитание стремления к созидательному труду, самореализации и профессиональному росту в интересах страны формирует у молодежи ценности созидания и развития.
6. Созидание и новаторство. Поддержка инициативности, развитие творческого мышления и стремление внести личный вклад в будущее Казахстана подчеркивают важность инновационного подхода в патриотическом воспитании.
Подходы к реализации военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание реализуется на основе комплексного подхода, включающего несколько взаимодополняющих направлений, каждое из которых отражает определенные аспекты формирования личности и укрепления гражданской идентичности:
1. Идеологический подход. Основывается на формировании патриотического сознания через систематическое освоение национальной истории, культуры, духовных и моральных ценностей Казахстана, что обеспечивает преемственность поколений и укрепление гражданской идентичности.
2. Информационно-воспитательный подход. Направлен на повышение осведомленности молодежи о роли и значении Вооруженных Сил, героическом прошлом народа и важности воинской службы как почетной миссии и элемента государственной безопасности.
3. Социально-правовой подход. Формирует уважение к закону, укрепляет правовую культуру и способствует развитию активной гражданской позиции, ответственности и осознания личного вклада в будущее государства.
4. Морально-нравственный подход. Опирается на воспитание внутреннего мира личности, включающего честность, чувство долга, верность и преданность Родине.
5. Психологический подход. Сосредоточен на развитии эмоционально-волевой устойчивости, способности к преодолению трудностей, мобилизации внутренних ресурсов и эффективным действиям в условиях стрессовых и экстремальных ситуаций.
Основные направления реализации военно-патриотического воспитания:
Для обеспечения результативного внедрения обозначенных принципов и подходов военно-патриотическое воспитание молодежи должно развиваться по ряду стратегических направлений, каждое из которых формирует основу целостной и устойчивой системы воспитательной работы:
1. Совершенствование структуры органов, ответственных за военно-патриотическую работу. Предполагает создание целостной и скоординированной системы организации воспитательного процесса на республиканском и региональном уровнях, обеспечивающей согласованность действий всех задействованных институтов.
2. Повышение профессионального уровня организаторов и специалистов в данной сфере, внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности. Включает подготовку кадров нового поколения, способных использовать инновационные методики, современные цифровые технологии и эффективные воспитательные практики.
3. Формирование патриотических качеств у молодежи на основе боевых и трудовых традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан. Ориентировано на укрепление национальной памяти, уважение к подвигам предков и развитие чувства долга и ответственности за будущее страны.
4. Развитие материально-технической базы для организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности. Обеспечивает создание современной инфраструктуры, отвечающей потребностям воспитательной работы и позволяющей интегрировать практическую и цифровую подготовку.
5. Эффективное информационное сопровождение, способствующее формированию положительного общественного мнения и вовлечению молодежи в патриотическую деятельность. Предполагает комплексную работу с медийными инструментами и цифровыми платформами для продвижения ценностей патриотизма и популяризации воинской службы.
Все указанные направления взаимосвязаны и реализуются в рамках единой системы, основанной на духовно-нравственных и мировоззренческих ориентирах, а также четко определенных целях, задачах, формах и методах воспитательной деятельности.
5.1. Совершенствование структуры органов военно-патриотической работы
Совершенствование структуры органов военно-патриотической работы предполагает формирование устойчивой и скоординированной системы, обеспечивающей эффективность и преемственность воспитательных процессов на всех уровнях образования и во всех социальных группах.
1. Формирование целостной системы военно-патриотического воспитания на республиканском и региональном уровнях, охватывающей все ступени образования и обеспечивающей единство целей, задач и методов работы.
2. Активное вовлечение государственных и общественных институтов в реализацию программ военно-патриотического воспитания молодежи, а также развитие и поддержка практик наставничества и кураторства как на национальном, так и на региональном уровнях.
3. Четкое определение полномочий местных исполнительных органов в вопросах организации и обеспечения деятельности специализированных военных школ, кружков и секций; проведение регулярного мониторинга и анализа качества военной подготовки в образовательных организациях с оперативным внесением корректировок и обеспечением системного контроля со стороны Министерства обороны для устранения недостатков и закрепления положительных практик.
4. Создание условий для участия неправительственных организаций в военно-патриотической работе через механизмы государственных социальных заказов.
5. Продолжение практики создания военно-патриотических клубов, классов "Жас сарбаз", кружков "Smart-sarbaz" в школах и колледжах страны для развития технического мышления у молодежи с последующим закреплением кураторства со стороны воинских частей.
6. Введение в рамках ученических парламентов школьных военно-патриотических министерств, деятельность которых будет направлена на организацию и координацию патриотических мероприятий, развитие инициатив школьников, а также укрепление взаимодействия с военно-патриотическими клубами и объединениями.
5.2. Повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов военно-патриотического воспитания, совершенствование форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи
Повышение профессионального уровня специалистов и совершенствование методической базы являются важнейшими условиями качественного развития системы военно-патриотического воспитания. Данный процесс должен опираться на современный образовательный подход, охватывающий все уровни подготовки и предполагающий активное внедрение инновационных форм работы.
1. Обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности действий между областными и районными структурами, ответственными за вопросы военно-патриотического воспитания, для исключения дублирования функций и повышения результативности совместной деятельности.
2. Разработка и внедрение методических рекомендаций, направленных на повышение качества и унификацию военно-патриотической работы в образовательных организациях.
3. Формирование сбалансированного подхода к организации мероприятий, предусматривающего равное участие государственных органов и общественных институтов, что позволит укрепить партнерство и повысить общественную поддержку воспитательных инициатив.
4. Проведение мероприятий, учитывающих интересы различных социальных и возрастных групп, что обеспечит более широкий охват молодежи и вовлечение в процесс воспитания представителей всех социальных и профессиональных групп.
5. Подготовка и обучение специалистов современным методам военно-патриотического воспитания, включая владение цифровыми технологиями, использование интерактивных форматов и интеграцию элементов воинской подготовки в образовательный процесс.
6. Заключение меморандумов о сотрудничестве с центральными государственными органами, общественными объединениями, а также молодежными организациями зарубежных стран для обмена опытом и внедрения лучших практик.
7. Развитие тесного взаимодействия движения "Жас сарбаз" с государственными и общественными структурами, направленного на расширение организационных возможностей и повышение качества воспитательной работы.
5.3. Формирование и развитие патриотических качеств у молодежи, воспитание их на основе традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан
Комплексное военно-патриотическое воспитание молодежи строится на основе героического прошлого Казахстана, воинских традиций и примеров служения Отечеству. Эта работа направлена на формирование у молодых граждан устойчивых ценностных ориентиров, основанных на уважении к истории, национальной культуре и роли Вооруженных Сил в обеспечении безопасности страны.
1. Историко-патриотическое просвещение. Включает информирование молодежи о приоритетах государственной политики в сфере обороны и безопасности, знакомство с героическим наследием предков, подвигами казахстанцев, ключевыми этапами становления армии и ее стратегическими задачами. Особое внимание уделяется формированию уважения к защитникам Отечества и сохранению памяти о служении Родине.
2. Организация массовых мероприятий. Предполагает проведение районных, городских и областных военно-патриотических сборов с отбором лучших клубов для участия в республиканских инициативах, а также культурно-массовых, спортивных и военно-патриотических мероприятий с привлечением экспертов, общественных деятелей и ветеранов. Эти мероприятия способствуют преемственности поколений и укреплению национальной памяти.
3. Психолого-педагогическая подготовка. Ориентирована на развитие у молодежи стойкости, мужества, чувства долга и взаимопомощи. Она включает формирование умений контролировать эмоции, преодолевать страх, усиливать чувство ответственности и чести, а также развитие навыков самопознания и самовоспитания для укрепления положительных личностных качеств.
4. Физическая подготовка. Предполагает развитие выносливости, силы воли, способности к преодолению нагрузок, укрепление боевого духа и формирование дисциплинированности.
5. Семейные и социальные ценности. Включают воспитание молодежи на основе семейных традиций и ценностей, вовлечение членов семей военнослужащих в культурные и спортивные мероприятия, что способствует укреплению преемственности поколений и единства общества.
6. Организационное взаимодействие. Предусматривает тесное сотрудничество Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с государственными органами и образовательными организациями, а также активное участие военнослужащих в шефской работе. Дополнительно предполагается вовлечение молодежи в поисковые отряды, научно-практические конференции и форумы, посвященные военно-патриотической тематике.
7. Индивидуальная работа. Ориентирована на оказание адресной поддержки молодежи, создание условий для ее осознанного и активного участия в мероприятиях, а также формирование персональной ответственности и вовлеченности в процесс воспитания.
5.4. Развитие материальной базы для военно-патриотического воспитания молодежи
Развитие материально-технической базы является необходимым условием повышения качества военно-патриотического воспитания. Оно направлено на создание современной инфраструктуры, обеспечивающей возможности для практической подготовки молодежи, формирования у нее технических и цифровых компетенций, а также укрепления воспитательной работы на основе традиций и новейших технологий.
1. Оснащение военно-патриотических клубов и классов "Жас сарбаз". Предусматривает обеспечение учебных помещений специализированным оборудованием – интерактивными досками, мультимедийными средствами, макетами вооружения, наглядными пособиями по военной истории, тактике, строевой подготовке и гражданской обороне.
2. Обеспечение формой и атрибутикой. Включает предоставление воспитанникам военно-патриотических клубов и классов "Жас сарбаз" единой формы одежды с символикой движения, а также атрибутики (флаги, значки, шевроны), что способствует укреплению корпоративного духа и формированию чувства сопричастности.
3. Спортивное оснащение. Предусматривает обеспечение спортивным инвентарем и тренажерами, оборудование спортивных залов и площадок для занятий военно-прикладными видами спорта, включая стрельбу из пневматического оружия, разборку и сборку автомата, преодоление полосы препятствий и развитие физической подготовки.
4. Развитие полигонов и учебно-тренировочных баз. Направлено на создание и модернизацию специализированных объектов для проведения практических занятий, включая масштабные республиканские мероприятия, такие как сбор "Айбын".
5. Инфраструктура для кружков технического творчества. Включает оснащение школ комплектами беспилотной техники, средствами для программирования и аэромоделизма, что способствует развитию инженерного мышления и цифровых навыков школьников.
6. Информационно-техническое обеспечение. Предполагает создание единого цифрового контура для сопровождения воспитательной работы, поддержку и обновление ведомственных информационных ресурсов (порталы, онлайн-библиотеки, медиаконтент и т.д.), а также подготовку мультимедийных материалов, обеспечивающих методическую и информационную поддержку.
7. Вовлечение воинских частей и ветеранских организаций. Предполагает использование инфраструктуры воинских частей для экскурсий, проведения практических занятий и дней открытых дверей, а также участие ветеранских организаций в воспитательных инициативах.
8. Поддержка музеев и мемориалов. Включает содействие в создании, реконструкции и поддержании музеев боевой славы, мемориальных комплексов и памятников, посвященных героям и защитникам Отечества, как важного элемента воспитания исторической памяти.
9. Создание и поддержка цифровых образовательных платформ и тренажеров. Ориентировано на разработку и внедрение систем дистанционного и смешанного обучения, использование VR/AR-технологий, виртуальных симуляторов и тренажеров по начальной военной подготовке, тактике и медицинской подготовке, а также на организацию персонализированного обучения с применением аналитики образовательных данных.
10. Внедрение мобильных учебно-тренировочных комплексов. Обеспечивает доступ сельских и отдаленных школ к современным средствам военной и патриотической подготовки, обеспечивая офлайн-доступ к цифровым платформам и контенту.
5.5. Информационное обеспечение военно-патриотического воспитания молодежи
Информационное обеспечение военно-патриотического воспитания представляет собой не просто распространение сведений, а системную деятельность, направленную на формирование устойчивого позитивного образа Вооруженных Сил Республики Казахстан, героизацию подвига защитников Отечества и популяризацию воинской службы как почетной и ответственной миссии. Оно должно обеспечивать глубокое понимание истории страны, ее достижений и побед, а также способствовать укреплению национальной идентичности и формированию иммунитета к деструктивным идеологиям.
1. Объединение усилий государственных, общественных и медиаструктур. Предполагает координацию работы средств массовой информации, ведомственных изданий и общественных организаций для достижения единства информационной политики в сфере военно-патриотического воспитания.
2. Размещение специализированного контента в цифровой среде. Включает регулярную публикацию социальных роликов, мультимедийных материалов и патриотического контента в ведомственных социальных сетях и на государственных интернет-ресурсах.
3. Распространение материалов в печатных изданиях. Ориентировано на публикацию статей и аналитических материалов в специализированных изданиях Вооруженных Сил и других силовых структур, что обеспечивает устойчивый интерес к военно-патриотической тематике.
4. Использование наглядной агитации. Включает установку информационных стендов, баннеров и иной визуальной продукции в населенных пунктах для популяризации военной службы и формирования положительного отношения к Вооруженным Силам.
5. Создание электронного журнала "Юный защитник Казахстана". Журнал в онлайн и мобильном формате будет содержать материалы о героях страны, интервью с военнослужащими, рассказы о молодежных проектах, публикации о современных технологиях в армии, а также творческие задания и конкурсы для школьников и студентов.
6. Развитие подкастов и видеоблогов. Предполагает создание медиаплощадок, где молодые офицеры и курсанты делятся опытом службы, рассказывают о повседневной жизни армии и ведут прямой диалог с подростками и молодежью.
7. Организация медиашкол для молодежи. Ориентирована на обучение школьников и студентов навыкам медиапроизводства, созданию статей, видеороликов и подкастов, а также на развитие школьных и региональных медиаплатформ, посвященных патриотической тематике.
Реализация данных направлений позволит выстроить многоуровневую систему информационного обеспечения, в которой традиционные средства массовой информации будут сочетаться с современными цифровыми платформами, а информационное воздействие станет инструментом воспитания, просвещения и вовлечения молодежи в позитивную гражданскую активность.
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
С увеличением количества молодежи, вовлеченной в военно-патриотическое воспитание, к 2030 году будет:
выстроена системная модель военно-патриотического воспитания на всех уровнях образования и во всех социальных группах;
эффективно функционировать система межведомственного, взаимодействия и государственного партнерства в решении задач военно-патриотического воспитания;
актуализирована правовая база сопровождения и регулирования военно-патриотического воспитания молодежи;
повышен уровень удовлетворенности молодежи реализуемой в стране политикой, обусловливающий чувство гордости за свою страну (историческое наследие, развитие культуры, достижения в спорте, желание защищать родину, содействовать ее процветанию).
Достижение целей будет измеряться целевыми индикаторами, указанными в таблице 1 к настоящей Концепции.
Ожидаемые количественные результаты к 2030 году:
увеличение доли военно-патриотических организаций (клубы, кружки, классы и секции) при общеобразовательных учреждениях и воинских частях на 19,2 %;
увеличение доли специалистов, прошедших учебно-методические сборы, на 45,9 %;
увеличение доли молодежи, изъявившей желание поступить в военные учебные заведения, на 7,8 %;
увеличение доли обеспеченности военно-патриотических клубов материально-технической базой (оборудование классов и помещений, обеспечение формой, атрибутикой) до 13,6 %;
увеличение доли публикаций, социальных роликов и контента по военно-патриотическому воспитанию молодежи на 41 %.
Ожидаемые качественные результаты к 2030 году:
рост индекса доверия молодежи к Вооруженным Силам Республики Казахстан и другим силовым структурам, отражающий укрепление положительного имиджа армии;
повышение уровня готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга (увеличение доли молодых граждан, заявляющих о готовности встать на защиту Родины в случае необходимости);
значительное увеличение вовлеченности молодежи в патриотическую деятельность (в том числе за счет охвата ранее не участвовавших групп, таких как NEET-молодежь, сельская молодежь, молодежь с инвалидностью);
укрепление среди молодежи атмосферы нетерпимости к антигосударственной идеологии и экстремизму, повышение устойчивости к негативному информационному влиянию (формирование того самого "идеологического иммунитета" молодого поколения).
Примечание: мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по реализации Концепции военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года согласно приложению к настоящей Концепции.
Таблица 1. Целевые индикаторы
___________________________
| Приложение к Концепции военно- патриотического воспитания молодежи до 2030 года |
План
действий по реализации Концепции военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года
№ | Наименование мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители | Объем финансирования | Источники финансирования |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
Ассамблея жастары | – | республиканское общественное объединение "Ассамблея жастары" |
МИО | – | местные исполнительные органы |
движение "Жас сарбаз" | – | республиканское общественное объединение "Детско-юношеское военно-патриотическое движение "Жас сарбаз" |
МО | – | Министерство обороны Республики Казахстан |
МКИ | – | Министерство культуры и информации Республики Казахстан |
СГО | – | Служба государственной охраны Республики Казахстан |
МП | – | Министерство просвещения Республики Казахстан |
МЧС | – | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
КНБ | – | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан |
МВД | – | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МБ | – | местный бюджет |
_____________________________________