В соответствии с пунктом 3 статьи 11-1 Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
2. Центральным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), иным организациям (по согласованию) обеспечить своевременное исполнение мер, а также раз в полугодие, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе их реализации в Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу.
3. Агентству Республики Казахстан по финансовому мониторингу (по согласованию) раз в полугодие, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации мер.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования, но не ранее 20 ноября 2025 года.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ п/п | Наименование проекта/ мероприятия | Результат (для проекта) /форма завершения (для мероприятия) | Срок завершения | Ответственные за результат | Предполагаемые расходы (тысяч тенге) | Источники финансирования |
1.
|
Разработка типологии использования подставных лиц (дропов) в схемах вывода и обналичивания денежных средств, а также доведение типологии до БВУ для учета в практической деятельности и усиления мер внутреннего контроля
|
типология
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
2.
|
Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям с признаками дропов
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
3.
|
Проведение информационной кампании "Не стань дропом!" с участием государственных органов и финансовых организаций
|
публикации
|
по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие
|
МКИ, МВД, АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
4.
|
Проведение стратегического анализа операций, связанных с выводом денег за рубеж по фиктивным внешнеэкономическим договорам, с целью выявления схем ОД
|
анализ
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФ
|
не требуются
|
не требуются
|
5.
|
Разработка предложений по усилению налогового контроля за внешнеэкономическими контрактами, предусматривающими 100 % предоплату до фактического ввоза товаров
|
предложения в Аппарат Правительства Республики Казахстан
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФ
|
не требуются
|
не требуются
|
6.
|
Разработка рекомендаций для БВУ по выявлению и анализу экономической целесообразности операций, связанных с:
выводом капитала через фиктивные экспортно-импортные договора;
выпиской счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг или отгрузки товаров
|
методические рекомендации
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФ
|
не требуются
|
не требуются
|
7.
|
Проведение анализа видов операций по обналичиванию денежных средств, информация о которых не поступает в АФМ
|
анализ
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
8.
|
Разработка методики расчета обналичивания денег, полученных преступным путем
|
методика
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
9.
|
Разработка форм учета и организация ведения статистики по обналичиванию денег, полученных преступным путем
|
проект приказа
|
март 2026 года
|
КПСиСУ ГП (по согласованию), АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
10.
|
Внедрение механизма регулярного мониторинга объемов обналичивания денег, полученных преступным путем, на основе утвержденной методики расчета
|
отчет
|
1 раз в полугодие
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
11.
|
Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям, связанным с обналичиванием денег
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
12.
|
Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по сделкам клиентов, в том числе связанным с предоставлением займов, их суммами, графиками погашения и источниками финансирования, в целях выявления и противодействия фиктивным займам
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
13.
|
Проведение тренингов для сотрудников органов государственных доходов по распознаванию признаков ОД при перевозке наличных денежных средств
|
тренинг
|
ежеквартально
|
АФМ (по согласованию), МФ
|
не требуются
|
не требуются
|
14.
|
Проведение СОР ОД/ФТ, связанной с использованием цифровых активов на территории МФЦА
|
отчет о СОР
|
февраль 2026 года
|
МФЦА (по согласованию), АФМ (по согласованию), НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
15.
|
Организация ведения статистического учета уголовных дел, связанных с использованием цифровых активов в преступных целях, с детализацией по видам уголовных правонарушений и указанием объемов операций
|
проект приказа
|
июнь 2026 года
|
КПСиСУ ГП (по согласованию), АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
16.
|
Рассмотрение вопроса привлечения к ответственности нелицензированных ПУЦА, зарегистрированных в других юрисдикциях, за осуществление деятельности на территории Республики Казахстан
|
отчет
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФЦА (по согласованию), МФ, НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
17.
|
Актуализация критериев подозрительных операций по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МИИЦР, МФЦА (по согласованию), НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
18.
|
Актуализация типологий по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов
|
типология
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МИИЦР, МФЦА (по согласованию), НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
19.
|
Проведение масштабной информационной кампании через медиа и социальные сети о рисках ОД/ФТ с использованием цифровых активов и привлечением к разъяснительной работе экспертов
|
публикация в СМИ, социальных сетях
|
1 раз в полугодие
|
МКИ, АФМ (по согласованию), МИИЦР, НБ (по согласованию), МФЦА (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
20.
|
Проведение семинаров и курсов для СФМ по повышению уровня осведомленности о рисках ОД/ФТ с использованием криптовалют
|
учебный курс
|
1 раз в полугодие
|
AML Academy (по согласованию), АФМ (по согласованию), МИИЦР, МФЦА (по согласованию), НБ (по согласованию),
|
не требуются
|
не требуются
|
21.
|
Обеспечение блокировки приложений нелицензированных в Республике Казахстан ПУЦА, находящихся в цифровых платформах распространения программных обеспечений для мобильных устройств (AppStore и PlayMarket)
|
блокировка приложений
|
март 2026 года
|
МКИ, МИИЦР, КНБ (по согласованию), МФЦА (по согласованию), НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
22.
|
Разработка совместного приказа, регламентирующего формирование реестра рисковых криптокошельков
|
реестр рисковых криптокошельков
|
декабрь 2026 года
|
АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию), МВД, МФЦА (по согласованию), МИИЦР, НБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
23.
|
Проведение анализа нотариальных сделок с недвижимостью, о которых информация направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД
|
анализ
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
24.
|
Разработка рекомендаций для СФМ в части отслеживания рыночных цен на недвижимость с учетом района, вида недвижимости, площади и других параметров
|
методические рекомендации
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
25.
|
Разработка методических рекомендаций для БВУ и риэлторов, направленных на повышение осведомленности о рисках, связанных с операциями с недвижимостью, с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проверке соответствия реальных владельцев объектов недвижимости и источников финансирования сделок
|
методические рекомендации
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
26.
|
Проведение сбора и анализа данных о недвижимости, связанных с ОД
|
анализ
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
27.
|
Разработка ключевых индикаторов для оценки уязвимостей сектора недвижимости к преступным схемам
|
проект приказа
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
28.
|
Разработка методики выявления признаков необоснованного богатства через приобретение элитной недвижимости при отсутствии задекларированных или подтвержденных легальных доходов
|
методика
|
октябрь 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
29.
|
Организация ведения статистического учета объектов элитной недвижимости, приобретенной при признаках необоснованного богатства и отсутствии подтвержденных доходов
|
проект приказа
|
июнь 2026 года
|
КПСиСУ ГП (по согласованию), АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), КВА ГП (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
30.
|
Проведение анализа сделок с драгоценными металлами, камнями и ювелирными изделиями из них, о которых информация не направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД
|
анализ
|
июнь 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
31.
|
Разработка методических рекомендаций для операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проведению проверок, направленных на сопоставление официальных доходов клиентов с их фактическими расходами, а также на усиление процедур проверки клиентов и источников финансирования сделок
|
методические рекомендации
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
32.
|
Разработка методики расчета статистики криминального использования драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний
|
проект приказа
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
33.
|
Разработка форм учета и организация ведения статистики по криминальному использованию драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний
|
проект приказа
|
март 2026 года
|
КПСиСУ ГП (по согласованию), АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
34.
|
Организация работы по информированию операторов драгоценных металлов об обязательности направления сообщений в АФМ в случаях, установленных законодательством
|
отчет о принятых мерах
|
ежеквартально
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
35.
|
Определение уникального кода для операций с предметами роскоши
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
по итогам вступления в силу поправок в Налоговый кодекс Республики Казахстан
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
36.
|
Усиление мониторинга сделок, связанных с приобретением и продажей предметов роскоши
|
отчет
|
ежеквартально
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
37.
|
Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с куплей-продажей автотранспортных средств
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
38.
|
Проведение СОР использования ЮЛ и иностранных структур без образования ЮЛ в преступных схемах ОД в соответствии с обновленными Р.24 и Р.25 ФАТФ
|
отчет СОР
|
март
2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФ, НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (по согласованию), МФЦА (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
39.
|
Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с возможным использованием ЮЛ, иностранных структур без образования ЮЛ в преступных целях ОД/ФТ
|
внесение изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 22 февраля 2022 года № 13
|
июнь 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФЦА (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
40.
|
Разработка профиля ЮЛ для оценки рисков его вовлечения в ОД на основе риск-ориентированного подхода
|
методические рекомендации
|
июнь 2026 года
|
АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
41.
|
Разработка типологии, связанной с использованием трастов в преступных целях ОД
|
типология
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МФЦА (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
42.
|
Расширение сведений, подлежащих передаче посредством интеграции аппаратно-программных комплексов организаторов игорного бизнеса
|
внесение дополнения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 6 декабря 2024 года № 9
|
март 2026 года
|
АФМ (по согласованию), МТС, МИИЦР
|
не требуются
|
не требуются
|
43.
|
Выработка эффективной стратегии по предотвращению ФРОМУ и совершенствованию регуляторных механизмов по противодействию ФРОМУ
|
план мероприятий на 2025-2027 годы
|
декабрь 2027 года
|
ААЭ (по согласованию), МПС, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
44.
|
Разработка обучающего курса по вопросам противодействия ФРОМУ
|
обучающий курс
|
март 2026 года
|
AML Academy (по согласованию), АФМ (по согласованию)
|
не требуются
|
не требуются
|
1 Дроп - лицо, предоставившее третьему лицу доступ к своему банковскому счету и (или) средству электронного платежа, а равно передавшее свои платежные инструменты в пользование третьему лицу, в том числе, за материальное вознаграждение, повлекшее их несанкционированное использование в противоправных операциях