"Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, біртұтас телекоммуникация желілерінің ресурстарын Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттері үшін әзірлеу мен пайдалану қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2001 жылғы 31 қаңтардағы № 164 қаулысына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2025 жылғы 20 қарашадағы № 988 қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. "Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, біртұтас телекоммуникация желілерінің ресурстарын Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттері үшін әзірлеу мен пайдалану қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2001 жылғы 31 қаңтардағы № 164 қаулысына мынадай өзгерістер енгізілсін:

      тақырып мынадай редакцияда жазылсын:

      "Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану қағидаларын бекіту туралы";

      кіріспе мынадай редакцияда жазылсын:

      "Байланыс туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 7-бабының 3) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Yкiметi ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:";

      1-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "1. Қоса берiлiп отырған Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану қағидалары бекiтiлсiн.";

      көрсетілген қаулымен бекітілген Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, біртұтас телекоммуникация желілерінің ресурстарын Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттері үшін әзірлеу мен пайдалану қағидалары осы қаулыға қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Премьер-Министрі
О. Бектенов

  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2025 жылғы 20 қарашадағы
№ 988 қаулысына қосымша
Қазақстан Республикасы
Yкiметінің
2001 жылғы 31 қаңтардағы
№ 164 қаулысымен
бекітілген

Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) "Байланыс туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 7-бабының 3) тармақшасына сәйкес әзірленді және пайдаланушы болып табылатын Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану тәртібін айқындайды.

      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) Қазақстан Республикасының аумақтық қорғанысының телекоммуникация (байланыс) жүйесі – төтенше немесе соғыс жағдайы кезеңінде Қазақстан Республикасының аумақтық қорғаныс әскерлерін басқаруды қамтамасыз ету үшін әкімшілік-аумақтық бірлік шегінде қолданылатын телекоммуникация желісінің ресурстарын пайдалануға бағытталған ұйымдық-техникалық іс-шаралар кешені;

      2) байланыс арналарын ауыстыру немесе зақымданған жағдайда оларды қалпына келтіру жөніндегі шұғыл шаралар – резервтегі байланыс арналарын, желілерін, құралдарын, қосалқы мүлік пен керек-жарақтарды пайдалануды, жұмыс уақытынан тыс жұмыстарды, түнгі уақыттағы жұмыстарды жүргізуді, жұмыскерлерді демалыстардан және іссапарлардан шақыртуды, басқа ұйымдарды және арнайы құралымдарды тартуды қамтитын байланыс қызметтерін көрсетуді жаңғыртуға бағытталған іс-шаралар кешені;

      3) басым тәртіппен көрсетілетін байланыс қызметтерін ұсыну – кезектілік тәртібімен немесе бұрын жасалған шарттардың талаптары бойынша көрсетілетін байланыс қызметтерін алуға құқығы бар барлық мүдделі жеке және заңды тұлғалармен келіспей және кезектен тыс байланыс қызметтерін көрсету;

      4) бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстары – ортақ пайдаланылатын, арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілері, ведомстволық, бөлінген, корпоративтік ақпарат беру желілері, телевизиялық және радиохабар тарату желісі иелерінің көрсетілетін байланыс қызметтерін ұсынуының техникалық және әкімшілік мүмкіндіктері;

      5) ерекше маңызды жұмыстар мен іс-шаралар – мемлекет және үкімет басшыларының Қазақстан Республикасының аумағы бойынша жол жүруіне байланысты жұмыстар мен іс-шаралар;

      6) телекоммуникация желілерін дайындау және пайдалану – телекоммуникация желілері арқылы байланыс қызметтерін көрсетуді қамтамасыз ететін жағдай жасауға және пайдаланушылардың мұқтажын қанағаттандыру үшін оларды тікелей көрсетуге бағытталған шаралар кешені.

2-тарау. Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқықтық тәртіпті қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, телекоммуникациялардың бірыңғай желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану тәртібі

1-параграф. Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының күнделікті мұқтажы үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану

      3. Пайдаланушылардың телекоммуникация желілерінің жұмыс істеуін қамтамасыз ету үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілері, сондай-ақ тиісті лицензиялар негізінде басқа да телекоммуникация желілері пайдаланылады. Пайдаланушыларға көрсетілетін байланыс қызметтері шарт негізінде жүзеге асырылады.

      4. Байланыс қызметтерін көрсетуге арналған шарт техникалық ерекшелік негізінде жасалады. Көрсетілген шартта техникалық сипаттама мен сапа сипаттамасынан басқа мыналар көзделеді:

      1) байланыс арналарын, желілері мен құралдарын резервке қоюды қамтамасыз ету;

      2) электр сигналдарын тарату ортасына қойылатын талаптар;

      3) ақпарат қауіпсіздігін қамтамасыз ету жөніндегі шаралар;

      4) байланыс арналарын, желілерін, құралдарын уақытша жалға беру, олардың жұмыс параметрлері мен төлемақысын өзгерту қызметтерін көрсету;

      5) зақымдалған жағдайда байланыс арналарын ауыстыру немесе оларды қалпына келтіру бойынша шұғыл шаралар қабылдау;

      6) техникалық қызмет көрсету үшін байланыс қызметтерін көрсетуді тоқтата тұру.

      5. Уақтылы төлемнің болмауы, сондай-ақ шарттың қолданылу мерзімінің аяқталуы пайдаланушыларға байланыс қызметтерін көрсетуді тоқтата тұруға немесе тоқтатуға негіз болып табылмайды. Шарттың қолданылу мерзімі аяқталғаннан кейін көрсетілген байланыс қызметтеріне ақы төлеу нақты көрсетілген байланыс қызметі үшін қосымша келісім негізінде жүргізіледі.

      Шартты ұзарту, төлем жүргізу немесе оны қабылдау объективті себептер бойынша мүмкін болмайтын жағдайлар туындаған кезде сол тарап екінші тарапқа тәуекелдер мен тарифтер жазылған кепілдеме хат жібереді.

      6. Арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерін құру, басқару, пайдалану, нөмірлеуді бөлу, жұмыс істеуін, ақпараттық қауіпсіздігін, трафик өткізуді, өзара іс-қимыл жасау және пайдалануға қабылдау (пайдаланудан шығару) шарттарын ұйымдастырушылық-техникалық қамтамасыз ету тәртібін осы желілер арқылы қажеттілігін қамтамасыз ету көзделіп отырған пайдаланушылардың басшылары айқындайды.

      7. Егер шарт талаптарында өзгеше ескерілмесе, арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерін байланыс операторларының және (немесе) байланыс желісі иелерінің желілеріне қосу тапсырыс берушінің күшімен және құралдарымен жүзеге асырылады.

      8. Байланыс арналарын алдын ала шарт жасамай сағатпен, уақытпен және уақытша-кезеңге жалға беруді байланыс операторлары және (немесе) байланыс желісінің иелері басқа тұтынушылар алдында басымдығы бар пайдаланушылардан өтінім түсу шамасына қарай кезектілік тәртібімен жүзеге асырады.

      9. Ведомстволық іс-шараларды (оқу-жаттығу, жаттықтыру) жүргізу мақсатында пайдаланушыларға байланыс қызметтерін көрсету көлемін ұлғайту өтініш бойынша қолданыстағы шарттардың талаптарына сәйкес қамтамасыз етіледі. Инфрақұрылым жоқ аудандарда байланыс операторлары мобильді байланыс, ақпараттандыру және құлақтандыру кешендерін қолданады.

      10. Арнайы мақсаттағы байланыс желісінің иелері өздерінің ортақ құзыретіне кіретін телекоммуникация саласындағы мәселелерді шешу үшін өздерінің басшылары қол қойған шешімдер қабылдайды.

      11. Байланыс операторларының және (немесе) байланыс желілері иелерінің бөлімшелері осы Қағидаларға сәйкес пайдаланушылардың тиісті бөлімшелерімен өзара іс-қимыл жасайды.

      12. Пайдаланушылардың қажеттілігі үшін шетел мемлекеттерінің ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін және арнайы мақсаттағы телекоммуникация желісінің ресурстарын пайдалану халықаралық шарттар негізінде жүзеге асырылады.

      13. Күнделікті қажеттіліктер үшін пайдаланушыларға байланыс операторлары көрсететін қызметтердің көлемі оларға төтенше жағдайлар, терроризмге қарсы операция, төтенше және соғыс жағдайлары, жұмылдыру, соғыс уақыты режимдерін қамтамасыз ету кезінде де көрсетіледі.

      14. Қазақстан Республикасының Президентін және басқа да лауазымды адамдарды аса маңызды жұмыстарды және іс-шараларды жүргізу кезеңінде қорғалған байланыспен қамтамасыз ететін Қазақстан Республикасы Мемлекеттік күзет қызметінің президенттік байланыс бөлімшелері үшін байланыс желілерін, арналарын, құралдарын бөлу ерекшеліктері байланыс операторлары мен Қазақстан Республикасының Мемлекеттік күзет қызметі арасындағы жеке бірлескен келісімдермен айқындалады.

2-параграф. Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туындаған кезде Қазақстан Республикасы қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттілектері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану

      15. Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туындаған кезде пайдалануға дайындауға Қазақстан Республикасының азаматтық қорғау туралы заңнамасының азаматтық қорғаныс бойынша санаттарға және ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылымның аса маңызды объектілеріне жатқызылған ұйымдарға қатысты талаптарын орындау кіреді.

      16. Республикалық және аумақтық деңгейлердегі азаматтық қорғаудың хабардар ету жүйелерін құру, сондай-ақ жабдыққа техникалық қызмет көрсету, жоспарлы және ағымдағы жөндеу, хабардар ету жүйелерінің байланыс арналарын ұйымдастыру және оларды күтіп ұстау азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган ведомствосының, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган ведомствосы аумақтық бөлімшелерінің және жергілікті атқарушы органдардың бюджет қаражаты есебінен жүзеге асырылады. Хабардар ету жүйелерінің байланыс арналары ретінде ведомстволық телекоммуникация желісінің ресурстары, ортақ пайдаланылатын, арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілері, ақпаратты берудің корпоративтік, бөлінген, телевизиялық және радиохабар тарату желілері пайдаланылады.

      17. Байланыс операторлары азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органның, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган ведомствосы аумақтық бөлімшелерінің және оның аумақтық бөлімшелерінің мүддесінде байланыс қызметтерін шарт негізінде көрсетеді. Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар қаупі төнген немесе сондай жағдайлар туындаған кезде азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган ведомствосының аумақтық бөлімшелерінің көрсетілетін байланыс қызметтерін алуда басқа пайдаланушылар алдында басым құқығы болады.

      18. Арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерінің, ақпарат берудің ведомстволық, бөлінген, корпоративтік, телевизиялық және радиохабар тарату желілерінің ресурстарын ұсыну пайдаланушылардың бірінші басшылары арасындағы бірлескен шешімдер негізінде жүзеге асырылады.

      Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезеңінде арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерінің, ведомстволық, бөлінген және корпоративтік телекоммуникация желісінің ресурстары азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органның, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган ведомствосы аумақтық бөлімшелерінің мұқтажы үшін өтініш бойынша беріледі.

      19. Объект деңгейіндегі құлақтандыру жүйелерінің жабдығын құру, пайдалану, техникалық қызмет көрсету, жоспарлы және ағымдағы жөндеу, сондай-ақ олардың іркіліссіз жұмыс істеуі үшін қажетті, оның ішінде аумақтық деңгейдегі азаматтық қорғаудың құлақтандыру жүйесінің басқарушы жабдығына дейінгі байланыс арналарын ұйымдастыру және күтіп ұстау қауіпті өндірістік объектілер мен адамдар көп келетін объектілерді пайдаланатын ұйымдардың өз қаражаты есебінен жүзеге асырылады.

      20. Байланыс операторлары өтеусіз негізде Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің міндетін атқарушының 2015 жылғы 30 желтоқсандағы № 1274 бұйрығымен (нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12802 болып тіркелген) бекітілген Бірыңғай кезекшілік-диспетчерлік "112" қызметіне қоңырау шалушы абоненттің орналасқан жерін анықтау және төтенше жағдайлар қатері төнген немесе туындаған және әлеуметтік, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар қатерін болдырмау, төтенше жағдайды енгізу кезінде қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібі мүддесінде халықтың ұялы байланыс телефондарына қысқа мәтіндік хабарлар жіберу жөнінде қызметтер көрсету мақсатында байланыс операторларының желілерін пайдалану қағидаларына сәйкес бірыңғай кезекшілік-диспетчерлік "112" қызметімен өзара іс-қимылды қамтамасыз етеді.

      21. Телекоммуникация желілерінің және ақпарат жүйесінің иелеріне абоненттердің бірыңғай кезекші-диспетчерлік қызметтің, өртке қарсы қызмет, құқық қорғау органдары, кезек күттірмейтін медициналық жедел жәрдем қызметтерінің, авариялық-құтқару және басқа да қызметтердің нөмірлеріне, азаматтардың, елді мекендер мен өндірістік объектілердің тіршілік әрекеті мен қауіпсіздігін қамтамасыз ету үшін қажетті төтенше жағдайлар, табиғи және техногендік апаттар, ауа райы, санитариялық-эпидемиологиялық және өзге де жағдайлар туралы мәліметтерді қамтитын мемлекеттік электрондық ақпараттық ресурстарға қолжетімділігін шектеуге тыйым салынады.

      22. Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация, телерадиохабар тарату желілерінің, ақпараттандыру объектілерінің иелері азаматтық қорғаныс саласындағы уәкілетті органның өтініші бойынша республикалық және аумақтық деңгейлердегі құлақтандыру жүйелерінің басқару арналарын циркулярлы шақырудың, бейне- және радиосигналдарды, мәтіндік және электрондық хабарламаларды берудің қолданыстағы жүйелеріне қосады.

      23. Табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар аймақтарында азаматтық қорғау органдарының бөлімшелерімен, сондай-ақ табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың салдарын жоюға жұмылдырылған басқа да ведомстволармен байланысты ұйымдастыру азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органға жүктеледі. Осы мақсаттар үшін азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті орган байланыс жоспарын әзірлейді. Байланыс жоспарынан үзінді көшірмелер мүдделі басқару органдарының назарына жеткізіледі.

      24. Байланыс операторлары және (немесе) байланыс желісінің иелері табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар қаупі төнген немесе сондай жағдайлар туындаған кезде уақытша орналасу пунктіндегі штаб пен олардың салдарын жоюға қатысатын күштер үшін шарт ресімдемей өтініш бойынша байланыс арналарын, желілері мен құралдарын бөліп, шығындарды кейіннен Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2005 жылғы 7 ақпандағы № 115 қаулысымен бекітілген Әлеуметтік, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде, төтенше жағдай енгізілген кезде байланыс операторларының желілері мен байланыс құралдары пайдаланылған жағдайда олардың шеккен шығыстарын өтеу қағидаларына (бұдан әрі – Шығыстарды өтеу қағидалары) сәйкес өтейді.

      25. Арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерін қоспағанда, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын орталықтан басқаруды табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларға байланысты төтенше жағдай жарияланған немесе енгізілген кезде байланыс саласындағы уәкілетті орган пайдаланушылармен өзара іс-қимыл жасай отырып жүзеге асырады.

      26. Адамдарды құтқару үшін авариялық-құтқару, кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу кезінде, сондай-ақ аса қажет болған жағдайда кәсіпқой және ерікті авариялық-құтқару қызметтерінің және құралымдарының құтқарушыларына табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдай жарияланған аймақтардағы ұйымдардың байланыс құралдарын пайдалануға рұқсат етіледі. Құтқарушылардың табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдай жарияланған аймақтардағы ұйымдардың байланыс құралдарын пайдалануы және оларды қайтару мерзімі туралы шешімді табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларды жою басшысы қабылдайды.

      27. Оқу-жаттығу мен жаттықтыру өткізу кезінде азаматтық қорғау органдарына байланыс операторлары көрсететін қызметтердің көлемі өтініш беру арқылы қолданыстағы шарттардың талаптарына сәйкес қамтамасыз етіледі. Байланыс инфрақұрылымы дамымаған аудандарда байланыс операторлары (қажет болған кезде) азаматтық қорғау органдарына байланыстың, ақпараттандыру мен құлақтандырудың мобильді кешендерін береді.

3-параграф. Терроризмге қарсы операция, әлеуметтік сипаттағы төтенше жағдай, төтенше жағдай режим қолданылатын кезеңде Қазақстан Республикасының қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттілектері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану

      28. Терроризмге қарсы операция, әлеуметтік сипаттағы төтенше жағдай, төтенше жағдай режимдері енгізілген кезде пайдаланушылардың қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын дайындау Қазақстан Республикасының аумағында қызметін жүзеге асыратын байланыс операторларының және (немесе) байланыс желілерін иеленушілердің Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитеті төрағасының 2024 жылғы 19 қыркүйектегі № 128/қе бұйрығымен (нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 35121 болып тіркелген) бекітілген Қазақстан Республикасының аумағында қызметін жүзеге асыратын байланыс операторларының және (немесе) байланыс желілерін иеленушілердің жедел-іздестіру, қарсы барлау іс-шараларын техникалық тұрғыдан жүргізу үшін өзінің телекоммуникациялық жабдығының функцияларын өз қаражаты немесе тартылған қаражат есебінен қамтамасыз ету қағидаларына және байланыс желілері мен құралдарына қойылатын талаптарға сәйкес жедел-іздестіру және қарсы барлау іс-шараларын техникалық тұрғыдан жүргізу үшін өзінің телекоммуникациялық жабдығының функцияларын өз қаражаты немесе тартылған қаражат есебінен қамтамасыз етуін ескере отырып жүзеге асырылады.

      29. Жұмыс орындарын, телекоммуникациялық жабдықты, байланыс арналары мен желілерін қамтитын жедел-іздестіру, қарсы барлау іс-шараларын жүргізу үшін арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілерінің ведомстволық сегменттерін ұлттық қауіпсіздік органдарының жедел-іздестіру, қарсы барлау іс-шараларын жүргізу үшін арнайы мақсаттағы телекоммуникация желілеріне жедел-іздестіру және қарсы барлау іс-шараларын жүзеге асыратын органдар қосылу нүктелері арқылы қосады.

      Қосылу нүктелерін ұлттық қауіпсіздік органдары айқындайды.

      30. Байланыс саласындағы уәкілетті орган ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін орталықтандырылған басқаруды жедел штабпен немесе мемлекеттік органмен өзара іс-қимыл жасай отырып жүргізеді. Мемлекеттік органның өкілі "Төтенше жағдай туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 13-бабына сәйкес жергілікті жердің коменданты болып тағайындалады.

      31. Жедел штаб басшысының немесе жергілікті жер комендантының шешімі бойынша байланыс операторлары президенттік және үкіметтік байланысты, сондай-ақ шұғыл қызметтердің байланыс желілері мен құралдарын қоспағанда, жеке және (немесе) заңды тұлғаларға байланыс қызметтерін көрсетуді тоқтата тұрады және (немесе) байланыс желісі мен құралдарын пайдалануды шектейді.

      32. Телерадиохабар тарату объектілерінің, мемлекеттік органдардың жаһандық және ведомстволық ақпараттық желісінің иелері төтенше жағдай енгізілген жергілікті жер комендантының шешімі бойынша тиісті жергілікті жердің тұрғындарын төтенше жағдай шарттарында қолданылатын енгізілген шараларды және уақытша шектеулерді орындау қажеттілігі туралы хабардар етеді.

      33. Байланыс желілері мен құралдарының иелері теңіздегі, құрлықтағы, әуедегі, ғарыш кеңістігіндегі адамдар өмірінің қауіпсіздігіне қатысты барлық хабарламаларға, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау саласындағы кезек күттірмейтін іс-шараларды, ерекше маңызды жұмыстар мен іс-шараларды жүргізуге, төтенше жағдайлар туралы хабарламаларға абсолютті түрде басымдық беруге, байланыс қызметтерін басым тәртіппен көрсетуге және төтенше жағдай режимін қамтамасыз етуге жұмылдырылатын мемлекеттік органдардың мүдделерінде байланысты қалпына келтіруге қатысты кезек күттірмейтін шаралар қабылдауға тиіс.

      34. Төтенше жағдай енгізілген жергілікті жер комендатурасының аппараты төтенше жағдайды енгізуге негіз болған мән-жайларды және (немесе) олардың салдарын жоюға қатысатын пайдаланушылардың арасындағы өзара іс-қимылды ұйымдастырады. Осы мақсаттар үшін байланыс жоспары әзірленеді, ал басшылық бір типті байланыс құралдарымен қамтамасыз етіледі.

4-параграф. Жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдарының, қорғаныс, қауіпсіздік және құқық тәртібін қорғау органдарының қажеттіліктері үшін ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерін, бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын дайындау және пайдалану

      35. Бейбіт уақытта пайдаланушылар байланыс саласындағы уәкілетті орган белгілеген тәртіппен соғыс уақытына арналған байланыс арналары мен құралдарын броньдауды жүзеге асырады.

      36. Ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желілерінің қалааралық және халықаралық байланыс операторы алынған өтінімдер негізінде өзара байланысты телекоммуникация желісінің мүмкіндігін ескере отырып, жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде ұсынылатын байланыс арналарының (жолдарының) тізбелерін әзірлейді және оларды өзінің филиалдарына, басқа да байланыс операторларына жеткізеді.

      Пайдаланушылар байланыс құралдары құрамдас арналарда пайдаланылатын барлық байланыс операторларымен және ведомстволық желі иелерімен арналарды жалға алуға шарттар жасасады.

      37. Қазақстан Республикасының бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстарын жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде пайдалануға дайындау Қазақстан Республикасының аумағын жедел жабдықтау жоспары, сондай-ақ:

      1) жұмылдыру дайындығы саласындағы уәкілетті орган;

      2) мемлекеттік органдар;

      3) облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың, аудандардың, облыстық маңызы бар қалалардың әкімдіктері;

      4) байланыс операторлары мен жұмылдыру тапсырыстарын алған ұйымдар әзірлейтін жұмылдыру жоспарлары негізінде жүргізіледі.

      38. Қазақстан Республикасының аумағын жедел жабдықтау жоспарын және жұмылдыру жоспарын іске асыру үшін жұмылдыру дайындығы саласындағы уәкілетті орган мемлекеттік органдармен келісу бойынша тауарларды өндіру, жұмыстарды орындау және қызметтер көрсету жоспарын әзірлейді. Байланыс жұмыстарын орындау және қызметтерін көрсету жөніндегі жұмыстар арналарды жасауға қатысатын операторларға, сондай-ақ байланыс желілеріне техникалық қызмет көрсетуді және (немесе) жөндеуді жүзеге асыратын ұйымдарға жұмылдыру тапсырыстармен жүктеледі.

      39. Қорғаныс мүддесінде жұмыстарды орындау және байланыс қызметтерін көрсету шарттарында мынадай мәселелер де көзделеді:

      1) жұмыстарды орындауды (байланыс қызметтерін көрсетуді) бастаудың шарты;

      2) көрсетілетін байланыс қызметтерін ұсыну кезектілігі (кезеңдері);

      3) арнайы құралымдарды құру және оларды ұстау;

      4) жұмылдыру резервтерін құру, оларға қолсұғылмаушылық, жаңғырту және техникалық қызмет көрсету;

      5) ұйымдардың жұмыс режимдері, сондай-ақ жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты жарияланған кезде байланыс қызметтерін көрсету шартына өзгерістер мен толықтырулар енгізу тәртібі;

      6) байланыс желілерін басқару орталықтарының өзара іс-қимыл жасау тәртібі;

      7) байланыс қызметтеріне ақы төлеу және оларды көрсету сапасы бойынша өзара міндеттемелер;

      8) орындаушыға байланыс қызметтерін көрсетуден келтірілген шығынды өтеу.

      40. Жұмылдыру тапсырысының көрсетілетін қызметтерін жеткізушіні таңдау мақсатында байланыс операторлары, сондай-ақ байланыс желілеріне техникалық қызмет көрсетуді және (немесе) жөндеуді жүзеге асыратын ұйымдар пайдаланушылардың сұратуы бойынша өндірістік, қаржылық және қойма мүмкіндіктері туралы ақпарат береді.

      41. Жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде қосымша арна беретін қалааралық және халықаралық байланыс операторларының, байланыс желілеріне техникалық қызмет көрсетуді және (немесе) жөндеуді жүзеге асыратын, жұмылдыру тапсырыстары бар ұйымдардың жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақытында жұмыс істеуі Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің 2017 жылғы 24 қаңтардағы № 28 бұйрығымен бекітілген (нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 14881 болып тіркелген) Әскери міндеттілер мен әскерге шақырылушыларды әскери есепке алу қағидаларына сәйкес мамандарды броньдаумен қамтамасыз етіледі.

      42. Соғыс уақытына қосымша арна ұсынатын қалааралық және халықаралық байланыс операторларының, байланыс операторларының және байланыс желілеріне техникалық қызмет көрсетуді және (немесе) жөндеуді жүзеге асыратын, жұмылдыру тапсырыстары бар ұйымдардың тұрақты жұмыс істеуін арттыру үшін облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың әкімдіктері арнайы құралымдар құрады. Арнайы құралымдарды ұстау шығыны тиісті бюджеттен өтеледі, ал жарақтандыру материалдық резервтен жүргізіледі. Арнайы құралымдарды мемлекеттік органдар жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде арнайы мақсаттағы байланыс желілерін жұмысқа қабілетті күйде ұстау және оларды өрістету үшін құрады.

      43. Бірыңғай телекоммуникация желісінің ресурстары негізінде облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың әкімдіктері төтенше немесе соғыс жағдайы кезеңіне Қазақстан Республикасының аумақтық қорғанысының байланыс жүйесін құрады.

      Қазақстан Республикасының аумақтық қорғанысының байланыс жүйесін өрістету барысында мыналар көзделеді:

      1) жоғары тұрған әскери басқару органымен және Қазақстан Республикасының аумақтық қорғанысының бөлімшелерімен тұрақты байланысты қамтамасыз ету;

      2) арнайы құралымдар күштерінің жөндеу-қалпына келтіру жұмыстарын жүргізуі;

      3) байланыс мүлкінің резервтерін құру;

      4) байланыс қауіпсіздігі іс-шараларын орындау;

      5) телекоммуникация желілерін басқарудың орталықтандырылған жүйесін құру;

      6) телекоммуникация желілерінде ақпараттық қарсы күрес міндеттерінің орындалуын қамтамасыз ету.

      44. Бейбіт уақытта жұмылдыру дайындығы саласындағы уәкілетті орган қалааралық және халықаралық байланыс операторларын, сондай-ақ жұмылдыру тапсырыстары бар байланыс операторларын тарта отырып, әскери-экономикалық және командалық-штабтық оқу-жаттығу өткізеді. Осы мақсаттар үшін байланыс қызметтерін көрсету бюджеттен бөлінетін қаражат есебінен қолданыстағы тарифтер бойынша жеке төлеммен жүргізіледі.

      45. Жұмылдыру жарияланған, соғыс жағдайы енгізілген кезде және соғыс уақыты кезеңінде қалааралық және халықаралық байланыс операторлары қосымша байланыс арналарын беруді жүзеге асырады, жұмылдыру тапсырыстары бар байланыс операторлары, байланыс желісінің иелері және ұйымдар жұмылдыру жоспарларында көзделген іс-шараларды орындауға кіріседі.

      46. Ұрыс іс-қимылдарының нәтижесінде байланыс қызметтерін көрсету бойынша жұмылдыру тапсырыстарын орындайтын байланыс операторлары және (немесе) байланыс желісі иелері шеккен шығын шығыстарды өтеу қағидаларына сәйкес өтеледі.

      47. Жұмылдыру, соғыс жағдайы, соғыс уақыты жарияланған кезде байланыс саласындағы уәкілетті орган бірлесіп әскери басқару органы және Қазақстан Республикасының аумақтық қорғаныс бөлімшелері құрамында жұмылдыру тапсырмасын орындауға кіріседі.

      Байланыс саласындағы уәкілетті орган Қазақстан Республикасының барлық аумағында жұмылдыру, соғыс жағдайы, соғыс уақыты жарияланған кезде құзыреті шегінде қорғаныс органдарының жұмылдыру жоспарларының, тапсырмалары мен шешімдерінің орындалуын қамтамасыз етеді.

      48. Шарттарда көзделмеген пайдаланушылардың қажеттіліктері үшін байланыс операторларының байланыс қызметтерін көрсетуі уақытша жалдау шарттарында қорғаныс органдарының бұйрықтарына сәйкес өтініш негізінде жүзеге асырылады, шығыстар кейіннен қолданыстағы тарифтер бойынша өтеледі.

      Жұмылдыру тапсырыстарын орындайтын байланыс операторларының нұсқауларын басқа операторлар дереу орындайды.

      49. Байланыс саласында қызметін жүзеге асыратын шаруашылық жүргізуші субъектілердің қорғаныс қажеттіліктеріне қажетті байланыс құралдары "Мемлекеттік мүлік туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 48-бабына сәйкес реквизицияланады.

      50. Жұмылдыру, соғыс жағдайы және соғыс уақыты кезеңінде азаматтық қорғаныс бойынша санаттарға жатқызылған телекоммуникация желілерінің объектілерін облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың аумақтық қорғаныс жоспарларына сәйкес Қазақстан Республикасының Қарулы Күштері күзетеді.

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2025 года № 988

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 164 "Об утверждении Правил подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан" следующие изменения:

      в заголовок вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О связи" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

      в пункт 1 вносится изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 20 ноября 2025 года № 988
  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 января 2001 года № 164

Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О связи", определяют порядок подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан, являющихся пользователями.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) система телекоммуникаций (связи) территориальной обороны Республики Казахстан – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на использование ресурсов сетей телекоммуникаций, действующих в пределах административно-территориальной единицы, для обеспечения управления войсками территориальной обороны Республики Казахстан в период чрезвычайного или военного положения;

      2) неотложные меры по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения – комплекс мероприятий, направленных на возобновление оказания услуг связи, включающий использование резервных каналов, линий, средств связи, запасного имущества и принадлежностей, проведение сверхурочных работ, работ в ночное время, отзыв работников из отпусков и командировок, привлечение сторонних организаций и специальных формирований;

      3) предоставление услуг связи в приоритетном порядке – оказание услуг связи вне очереди и без согласования со всеми заинтересованными физическими и юридическими лицами, имеющими право на получение услуг связи в порядке очередности или по условиям ранее заключенных договоров;

      4) ресурсы единой сети телекоммуникаций – технические и административные возможности предоставления услуг связи владельцами сетей телекоммуникаций общего пользования, специального назначения, ведомственных, выделенных, корпоративных сетей передачи информации, сетей телевизионного и радиовещания;

      5) особо важные работы и мероприятия – работы и мероприятия, связанные с перемещениями глав государств и правительств по территории Республики Казахстан;

      6) подготовка и использование сетей телекоммуникаций – комплекс мер, направленных на создание условий, обеспечивающих оказание услуг связи посредством сетей телекоммуникаций, и их непосредственное оказание для удовлетворения нужд пользователей.

Глава 2. Порядок подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан

Параграф 1. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для повседневных нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан

      3. Для обеспечения функционирования сетей пользователей используются сети телекоммуникаций общего пользования, а также другие сети телекоммуникаций. Предоставление услуг связи пользователям осуществляется на договорной основе.

      4. Договор на предоставление услуг связи заключается на основе технической спецификации. В указанном договоре, кроме технических и качественных характеристик, предусматриваются:

      1) обеспечение резервирования каналов, линий и средств связи;

      2) требования к среде распространения электрических сигналов;

      3) меры по обеспечению безопасности информации;

      4) оказание услуг временной аренды каналов, линий, средств связи, изменения их рабочих параметров и оплаты;

      5) принятие неотложных мер по замене каналов связи или их восстановлению в случае повреждения;

      6) приостановление оказания услуг связи для проведения технического обслуживания.

      5. Отсутствие своевременной оплаты, а также завершение срока действия договора не являются основаниями для приостановления или прекращения предоставления услуг связи пользователям. Оплата оказанных услуг связи по окончании срока действия договора производится на основании дополнительного соглашения за фактически оказанную услугу связи.

      При возникновении обстоятельств, когда продлить договор, провести или принять платеж становится невозможным по объективным причинам, данная сторона направляет другой стороне гарантийное письмо, где оговаривает риски и тарифы.

      6. Порядок построения, управления, использования, распределения нумерации, организационно-технического обеспечения функционирования, информационной безопасности, пропуска трафика, условий взаимодействия и принятия в эксплуатацию (снятия с эксплуатации) сетей телекоммуникаций специального назначения определяют руководители пользователей, для обеспечения нужд которых предназначены данные сети.

      7. Подключение сетей телекоммуникаций специального назначения к сетям операторов связи и (или) владельцев сетей связи осуществляется силами и средствами заказчика, если иное не оговорено условиями договора.

      8. Предоставление каналов связи в почасовую, временную и временно-периодическую аренду без предварительного заключения договоров осуществляется операторами связи и (или) владельцами сетей связи по мере поступления заявок от пользователей с приоритетом перед другими потребителями.

      9. Увеличение объемов предоставления услуг связи пользователям в целях проведения ведомственных мероприятий (учения, тренировки) обеспечивается по заявлениям на условиях действующих договоров. В районах, где отсутствует инфраструктура, операторами связи применяются мобильные комплексы связи, информирования и оповещения.

      10. Владельцы сетей связи специального назначения для решения вопросов в сфере телекоммуникаций, входящих в совместную компетенцию, принимают решения, подписанные руководителями.

      11. Подразделения операторов связи и (или) владельцы сетей связи взаимодействуют с соответствующими подразделениями пользователей в соответствии с настоящими Правилами.

      12. Использование сетей телекоммуникаций общего пользования и ресурсов сетей телекоммуникаций специального назначения иностранных государств для нужд пользователей осуществляется на основе международных договоров.

      13. Объем услуг, оказываемых операторами связи пользователям для повседневных нужд, сохраняется за ними при обеспечении режимов чрезвычайных ситуаций, антитеррористической операции, чрезвычайного и военного положений, мобилизации, военного времени.

      14. Особенности выделения линий, каналов, средств связи для подразделений президентской связи Службы государственной охраны Республики Казахстан, обеспечивающих Президента Республики Казахстан и других должностных лиц защищенной связью в период проведения особо важных работ и мероприятий, определяются отдельными совместными соглашениями между операторами связи и Службой государственной охраны Республики Казахстан.

Параграф 2. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

      15. Подготовка сетей телекоммуникаций общего пользования к использованию при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заключается в выполнении требований законодательства Республики Казахстан о гражданской защите в отношении организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры.

      16. Создание систем оповещения гражданской защиты республиканского и территориальных уровней, а также техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения осуществляются за счет бюджетных средств уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местными исполнительными органами. В качестве каналов связи систем оповещения используются ресурсы ведомственной сети телекоммуникаций, сети телекоммуникаций общего пользования, специального назначения, корпоративных, выделенных, телевизионных и радиовещательных сетей передачи информации.

      17. Операторы связи предоставляют услуги связи в интересах уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты на договорной основе. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера уполномоченный орган в сфере гражданской защиты, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты пользуются приоритетным правом получения услуг связи перед другими пользователями.

      18. Предоставление ресурсов сетей телекоммуникаций специального назначения, ведомственных, выделенных, корпоративных, телевизионных и радиовещательных сетей передачи информации осуществляется на основе совместных решений между первыми руководителями пользователей.

      В период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ресурсы сетей телекоммуникаций специального назначения, ведомственных, выделенных и корпоративных сетей телекоммуникаций предоставляются для нужд уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты по заявлению.

      19. Создание, эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения объектового уровня, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения гражданской защиты территориального уровня, осуществляются за счет собственных средств организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

      20. Операторы связи на безвозмездной основе обеспечивают взаимодействие с единой дежурно-диспетчерской службой "112" в соответствии с Правилами использования сетей операторов связи в целях предоставления единой дежурно-диспетчерской службе "112" услуги по определению местоположения звонящего абонента и рассылке коротких текстовых сообщений на телефоны сотовой связи населения при угрозе или возникновении и снятии угрозы чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, в интересах обороны, безопасности и правопорядка, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1274 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12802).

      21. Владельцам сетей телекоммуникаций и информационных систем запрещается ограничивать доступ абонентам к номерам единой дежурно-диспетчерской службы, противопожарной службы, правоохранительных органов, неотложной скорой медицинской помощи, аварийно-спасательной и других служб, государственным электронным информационным ресурсам, содержащим сведения, необходимые для жизнедеятельности и обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов, о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, погодных, санитарно-эпидемиологических и иных условиях.

      22. Владельцы сетей телекоммуникаций общего пользования, телерадиовещания, объектов информатизации по заявлению уполномоченного органа в сфере гражданской защиты подключают каналы управления систем оповещения республиканского и территориального уровней к действующим системам циркулярного вызова, передачи видео- и радиосигналов, текстовых и электронных сообщений.

      23. Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с подразделениями органов гражданской защиты, а также других ведомств, привлеченных к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возлагается на уполномоченный орган в сфере гражданской защиты. Для этих целей уполномоченным органом в сфере гражданской защиты разрабатывается план связи. Выписки из плана связи доводятся до заинтересованных органов обороны.

      24. Операторы связи и (или) владельцы сетей связи при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по заявлению, без оформления договора выделяют для штаба в пункте временной дислокации и сил, участвующих в ликвидации последствий каналы, линии и средства связи с последующей компенсацией затрат в соответствии с Правилами возмещения расходов, понесенных операторами связи при использовании их сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 115 (далее – Правила возмещения расходов).

      25. Централизованное управление ресурсами единой сети телекоммуникаций, за исключением сетей телекоммуникаций специального назначения, при объявлении или введении чрезвычайных положений в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера осуществляется уполномоченным органом в области связи во взаимодействии с пользователями.

      26. Для спасения людей при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ, а также в случае крайней необходимости спасателям профессиональных, добровольных аварийно-спасательных служб и формирований разрешается использовать средства связи организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение об использовании и сроках возврата спасателями средств связи организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимается руководителем ликвидации комиссии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      27. При проведении учений и тренировок объемы оказываемых услуг операторами связи органам гражданской защиты обеспечиваются заявлениями на условиях действующих договоров. В районах, где отсутствует развитая инфраструктура связи, операторы связи (при необходимости) предоставляют в распоряжение органов гражданской защиты мобильные комплексы связи, информирования и оповещения.

Параграф 3. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан в период действия режима антитеррористической операции, чрезвычайной ситуации социального характера, чрезвычайного положения

      28. Подготовка сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд пользователей, при введении режимов антитеррористической операции, чрезвычайной ситуации социального характера, чрезвычайного положения осуществляется с учетом обеспечения операторами связи и (или) владельцами сетей связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, за счет собственных или привлеченных средств функций своего телекоммуникационного оборудования для технического проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий в соответствии с Правилами обеспечения операторами связи и (или) владельцами сетей связи, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, за счет собственных или привлеченных средств функций своего телекоммуникационного оборудования для технического проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и требованиями к сетям и средствам связи, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 19 сентября 2024 года № 128/қе (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 35121).

      29. Ведомственные сегменты сети телекоммуникаций специального назначения для проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, включающие в себя рабочие места, телекоммуникационное оборудование, каналы и линии связи, подключаются органами, осуществляющими оперативно-розыскные, контрразведывательные мероприятия, к сети телекоммуникаций специального назначения для проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий органов национальной безопасности через точки подключения.

      Точки подключения определяются органами национальной безопасности.

      30. Централизованное управление сетями телекоммуникаций общего пользования уполномоченным органом в области связи производится во взаимодействии с оперативным штабом. Представитель государственного органа назначается комендантом местности в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан "О чрезвычайном положении".

      31. По решению руководителя оперативного штаба или коменданта местности операторы связи приостанавливают оказание услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничивают использование сети и средств связи, за исключением президентской и правительственной связи, а также сетей и средств связи экстренных служб.

      32. Владельцы объектов телерадиовещания, глобальных и ведомственных информационных сетей государственных органов по решению коменданта местности, где введено чрезвычайное положение, оповещают население соответствующей местности о необходимости выполнения введенных мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения.

      33. Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности жизни людей на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка, особо важных работ и мероприятий, сообщениям о чрезвычайных ситуациях, предоставлять услуги связи в приоритетном порядке и принимать неотложные меры к восстановлению связи в интересах государственных органов, привлекаемых к обеспечению режима чрезвычайного положения.

      34. Аппарат комендатуры местности, где введено чрезвычайное положение, организует взаимодействие между пользователями, участвующими в ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, и (или) их последствий. Для этих целей разрабатывается план связи, а руководство обеспечивается однотипными средствами связи.

Параграф 4. Подготовка и использование сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан в период мобилизации, военного положения и военного времени

      35. В мирное время пользователями осуществляется бронирование каналов и средств связи на военное время в порядке, установленном уполномоченным органом в области связи.

      36. Оператор междугородной и международной связи сети телекоммуникаций общего пользования на основании полученных заявок разрабатывает перечни (трассы) каналов связи, предоставляемых в период мобилизации, военного положения и военного времени, с учетом возможности взаимоувязанной сети телекоммуникаций и доводит их своим филиалам, другим операторам связи.

      Пользователи заключают договоры на аренду каналов со всеми операторами связи и владельцами ведомственных сетей, чьи средства связи используются в составных каналах.

      37. Подготовка ресурсов единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан к использованию в период мобилизации, военного положения и военного времени проводится на основе плана оперативного оборудования территории Республики Казахстан, а также мобилизационных планов, разрабатываемых:

      1) уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки;

      2) государственными органами;

      3) акиматами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения;

      4) операторами связи и организациями, получившими мобилизационные заказы.

      38. Для реализации плана оперативного оборудования территории Республики Казахстан и мобилизационного плана уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки по согласованию с государственными органами разрабатывается план производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Работы по выполнению работ и оказанию услуг связи возлагаются мобилизационными заказами на операторов, участвующих в составлении каналов, а также организации, осуществляющие техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи.

      39. В договорах на выполнение работ и оказание услуг связи в интересах обороны также предусматриваются следующие вопросы:

      1) условие для начала выполнения работ (оказания услуг связи);

      2) очередность (этапы) предоставления услуг связи;

      3) создание специальных формирований и их содержание;

      4) формирование мобилизационных резервов, их неприкосновенность, модернизация и техническое обслуживание;

      5) режимы работы организаций, а также порядок внесения изменений и дополнений в договор оказания услуг связи при объявлении мобилизации, военного положения и военного времени;

      6) порядок взаимодействия центров управления сетями связи;

      7) взаимные обязательства по оплате и качеству оказания услуг связи;

      8) компенсация убытков исполнителю вследствие оказания услуг связи.

      40. В целях выбора поставщика услуг мобилизационного заказа операторы связи, а также организации, осуществляющие техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, по запросам пользователей представляют информацию о производственных, финансовых и складских возможностях.

      41. Функционирование операторов междугородной и международной связи, предоставляющих дополнительные каналы в период мобилизации, военного положения и военного времени, операторов связи, организаций, осуществляющих техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, имеющих мобилизационные заказы, в период мобилизации, военного положения и военного времени обеспечивается бронированием специалистов в соответствии с Правилами воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденными приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 января 2017 года № 28 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14881).

      42. Для повышения устойчивости функционирования операторов междугородной и международной связи, предоставляющих дополнительные каналы на военное время, операторов связи и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и (или) ремонт линий связи, имеющих мобилизационные заказы, акиматами областей, городов республиканского значения, столицы создаются специальные формирования. Затраты на содержание специальных формирований восполняются из соответствующего бюджета, а оснащение производится из материального резерва. Специальные формирования создаются государственными органами для поддержания работоспособности и наращивания сетей связи специального назначения в период мобилизации, военного положения и военного времени.

      43. На основе ресурсов единой сети телекоммуникаций акиматами областей, городов республиканского значения, столицы на период чрезвычайного или военного положения создается система связи территориальной обороны Республики Казахстан.

      В ходе развертывания системы связи, подразделений территориальной обороны Республики Казахстан предусматриваются:

      1) обеспечение устойчивой связи с вышестоящим органом военного управления и подразделениями территориальной обороны Республики Казахстан;

      2) проведение ремонтно-восстановительных работ силами специальных формирований;

      3) создание резервов имущества связи;

      4) выполнение мероприятий безопасности связи;

      5) создание централизованной системы управления сетями телекоммуникаций;

      6) обеспечение выполнения задач информационного противоборства на сетях телекоммуникаций.

      44. В мирное время уполномоченным органом в области мобилизационной подготовки проводятся военно-экономические и командно-штабные учения с привлечением операторов междугородной и международной связи, а также операторов связи, имеющих мобилизационные заказы. Оказание услуг связи для этих целей производится за отдельную плату по действующим тарифам за счет средств, выделяемых из бюджета.

      45. При объявлении мобилизации, введении военного положения и в период военного времени операторы междугородной и международной связи осуществляют подачу дополнительных каналов связи, операторы связи, владельцы сетей связи и организации, имеющие мобилизационные заказы, приступают к выполнению мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами.

      46. Убытки операторов связи и (или) владельцев сетей связи, исполняющих мобилизационные заказы по предоставлению услуг связи, понесенные в результате боевых действий, компенсируются в соответствии с Правилами возмещения расходов.

      47. При объявлении мобилизации, военного положения, военного времени уполномоченный орган в области связи совместно приступает к выполнению мобилизационного задания в составе органа военного управления и подразделений территориальной обороны Республики Казахстан.

      Уполномоченный орган в области связи при объявлении мобилизации, военного положения, военного времени на всей территории Республики Казахстан обеспечивает исполнение мобилизационных планов, заданий и решений органов обороны в пределах компетенции.

      48. Оказание услуг связи операторами связи для нужд пользователей, не предусмотренных договорами, производится на основании заявления по распоряжениям органов обороны на условиях временной аренды с последующей компенсацией затрат по действующим тарифам.

      Указания операторов связи, исполняющих мобилизационные заказы, выполняются другими операторами незамедлительно.

      49. Необходимые для нужд обороны средства связи хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи, подлежат реквизиции в соответствии со статьей 48 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе".

      50. Объекты сетей телекоммуникаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне в период мобилизации, военного положения и военного времени, подлежат охране Вооруженными Силами Республики Казахстан согласно планам территориальной обороны областей, городов республиканского значения и столицы.

      _______________________________________